закупая подарки близким, игрушки и гирлянды для украшения елки. Новогодняя традиция, которой мы следуем, относительно новая. Как отмечали Новый год 150 лет назад?
Орешек в фольге
Длинные новогодние праздники – это не современная особенность, а традиция. В царской России 24 декабря (6 января по новому стилю) встречали Сочельник, на следующий день Рождество, 1 января (14 января) отмечали Новый год, а затем Крещение. Празднества могли затянуться на целых две недели! Все это время было принято ходить в гости, кататься на горках, участвовать во взятии снежного городка. Дворяне наряжались на пышные балы и маскарады во дворцах и особняках.
Если говорить про обычных горожан, то они в меньшей степени отмечали 1 января. Новый год был светским праздником: состоятельные люди в этот день шли праздновать в рестораны, кабаре. Для основной части горожан важно было Рождество, именно его больше всего ждали. Прислуга надеялась, что господа подарят ей 5 рублей или отрез ткани для платья. Могли в честь праздника простить и долги по квартире.
Традиции празднования Рождества для богатых и бедных не отличались – в праздник было принято посещать церковную службу, а также собираться за семейным обедом. Другое дело, что угощения на столе и подарки сильно разнились. Например, у обеспеченных горожан была возможность подарить друг другу фабричные стеклянные или металлические игрушки, остальные довольствовались картонными украшениями или игрушками из ваты. Кстати, сама традиция украшать елки распространилась лишь во второй половине XIX века. Привезла католический обычай царская семья – сначала в доме Романовых, после в дворянских, а затем и у простолюдинов торжества проходили рядом с зеленой красавицей. В Санкт-Петербурге елку можно было купить во дворе Аничкова дворца или в Екатерининском саду. Стоила она недорого.
До революции небогатые горожане преподносили друг другу в подарок утилитарные вещи, которые можно было использовать в быту. Часто дарили плитку шоколада – такая сладость воспринималась как атрибут праздника, ведь в повседневной жизни шоколад нечасто был на столе. Также подарком мог быть пряник, орех или конфета, завернутые в фольгу. Эти подарки могли вешать и на елку в качестве украшений.
Кстати, подарки друг другу искали на рождественских базарах и в торговых галереях. Там можно было купить сувениры, мыло, баночки с медом.
Мечта о коньках
Особенно Рождество ждали дети. В богатом доме ребятам могли подарить микроскоп, фарфоровую куклу, железную дорогу и даже собственный домашний театр с движущимися фигурками. Причем ребенок мог оказаться недовольным подарком! В бедной семье дела обстояли иначе – дети радовались самодельным игрушкам, новой шапке или рубашке.
У писателя Николая Лейкина, очень популярного в XIX веке, есть рассказ про Васютку Водогреева, который колядовал в надежде накопить деньги и купить себе коньки. Мальчик ходил по домам с самодельной Вифлеемской звездой. Но купить заветные коньки так и не успел – его накопления нашел отчим и пропил. Подобные истории встречались и в жизни.
Но праздник в столице пытались устроить для всех детей. Заводчики и меценаты после 1850-х годов начали проводить рождественские елки, куда приглашали и детей бедняков. Мальчикам дарили барабаны и мешки со сладостями, а девочкам – кукол и точно такие же наборы вкусностей.
Дети обычно поздравляли старших родственников и крестных театральными сценками и чтением стихов.
Убрать елки
Первая мировая война и революция 1917 года внесли коррективы в жизнь людей. Традиции празднования не изменились, однако подарки стали иными. Например, один раненый солдат преподнес своей сестре стопку из гильзы снаряда. Часто отправляли свои фотоснимки родным. В 1918 году в условиях гражданской войны ценным подарком стали полено, фунт зерна или пара морковок. Для детей старались все же приобрести игрушку. Например, в музее Кирова на выставке «Подарки во все времена» можно увидеть двустороннего деревянного фокусника, которого мастер-кустарь сделал в 1917 году. На рынке тогда продавали самодельных тряпичных кукол, деревянную игрушечную мебель.
К 1929 году празднование православных праздников, среди которых и Рождество, было полностью отменено. Елки перестали устанавливать и в домах. С одной стороны, это было опасно – соседи могли узнать и сообщить (а многие жили в коммуналках), да и сами дети случайно рассказывали в школе, что бабушка ходит в церковь и дома отмечает Рождество.
С другой стороны, тотальный контроль, пропаганда отвернули людей от религии, многие уже не знали и не понимали, зачем ставить рождественскую елку. Традиция празднования вернулась лишь в 1935 году, только теперь народ отмечал не Рождество, а Новый год. С того времени появилась традиция украшать ель красной звездой.
К слову, советская символика начала появляться и на открытках. Народ отправлял друг другу поздравления с Новым годом на карточке с изображением Красной площади.
- Редакция