СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024

Большое путешествие — Санкт-Петербург — Белоруссия (16 часть)

Петербурга водами Финского залива. Раньше сюда можно было добраться только в период навигации по воде, но в 2011 году открыли дамбу и построили автодорогу.
Петр Великий основал этот город-крепость-порт в 1704 году для защиты Санкт-Петербурга со стороны Балтийского моря, так как в этот период шла Северная война. Кронштадт успел стать родиной российского военно-морского флота и родиной радио. Более 300 научных открытий и изобретений были созданы в Кронштадте. В этом городе многое произошло в истории впервые: построен первый в России сухой док, проведена первая в России операция на сердце в морском госпитале, впервые применено хлорирование воды, здесь же прошли первые испытания подводных лодок, и другие интересные события.
Именно из Кронштадта отправлялись в кругосветные путешествия русские мореплаватели, отсюда уходили в военные походы русские эскадры… В течение двух столетий вокруг острова Котлин, на котором располагается Кронштадт, возводились крепость и фортификационные сооружения, сделавшие Питер — столицу Российской империи неприступной. И действительно, за трехсотлетнюю историю крепости противник не смог подобраться даже близко к городу. Всю оборону держали форты. Кронштадт — один из немногих городов мира, которые никогда не были завоеваны неприятелями. В настоящее время город окружают 23 форта, 17 из которых располагаются в акватории Финского залива. Строгий военный город, где располагалась база военно-морского флота, лишь в 1996 году был открыт для свободного посещения туристами и гостями города.
Первым делом мы поехали в Морской Никольский собор. Это главная достопримечательность Кронштадта, главный храм Военно-морского флота России и самый большой из российских морских храмов.
Нас трудно удивить соборами — сколько мы их видели-перевидели. До сих пор под впечатлением от Храма Вооруженных Сил в Московской области. Но, когда увидели Никольский храм, мы поразились его размерам и величию — выглядит просто роскошно — солнце отражается в серебряно-золотом куполе, и он прямо горит. Глаз не оторвать, такая красота.
Прообразом храма стал собор Святой Софии в Константинополе. Задуман был как храм-памятник всем погибшим морякам. Закладка собора прошла в присутствии Николая II, который посадил вокруг собора 32 дуба. По замыслу архитекторов, купола собора должны были служить своеобразным ориентиром, а крест храма бросаться морякам в глаза. Храм освящен в честь Николая Мирликийского, Николая Угодника, покровителя всех мореплавателей.
Внутри просто дух захватывает от красоты и богатства убранства. Стоишь в ступоре от этого великолепия и не знаешь куда смотреть. Всё оформлено в морской тематике: андреевские флаги, огромные светильники, подвешенные на якорных цепях. По всему периметру собора установлены мемориальные доски с именами моряков, которые отдали свою жизнь, защищая Отечество во время морских сражений. На этих плитах разместилось 1 500 фамилий моряков, погибших с 1695 по 1917 годы, и эти имена постоянно поминаются на службах. В соборе размещены мощи святых Николая Чудотворца и Сергия Радонежского. А также святого праведника Феодора Ушакова. Иконы в соборе не развешаны по стенам, как обычно, а стоят на подставках.
Огромное впечатление производит центральный купол, украшенный позолоченным рельефным орнаментом. Диаметр купола 27 м, а высота до его основания – 52 метра.
Пол собора выложен мелким мрамором в тонкой медной оправе. Он украшен мозаичными изображениями кораблей и морских обитателей. Впечатляют и роскошнейшие люстры. Причем они уже изначально были рассчитаны на использование в них электрических лампочек, а не свечей. Вообще собор строился по последнему слову техники начала минувшего века. В частности, в подвале была оборудована стационарная пылесосная станция, с помощью которой достаточно быстро осуществлялась уборка в храме. И это больше 100 лет назад!
Также в соборе есть своеобразный музей, где собраны экспонаты морской тематики, свидетельства подвигов моряков. В общем мы остались под большим впечатлением от посещения собора, от этой красоты и монументальности.
Когда искали в интернете, что еще посмотреть в Кронштаде, заинтересовались чугунной мостовой. Забили пеший маршрут в навигаторе и пошли искать. Повел он нас самым длинным маршрутом (как потом оказалось, но мы об этом не пожалели). Сначала пришли на набережную или, как её называют, Петровскую пристань. Здесь базируются учебные, боевые и исследовательские корабли Балтийского флота. Потом прошли через Петровский парк и вышли к той самой чугунной мостовой. Она находится напротив Морского собора (его, кстати, видно со всех точек города, и я не переставала любоваться, как солнце освещает купол).
Якорная площадь настолько огромная, что маленькую мостовую сразу и не увидишь.
Улицы Кронштадта долгое время были покрыты булыжными мостовыми, но болотистая почва не позволяла держать их в должном порядке: надо было периодически выкапывать булыжник, подсыпать грунт и снова укладывать камень.
В одну из поездок в Америку управляющий Кронштадтским Пароходным заводом генерал В.П. Лебедев обратил внимание на мостовые из чугунных деталей, устроенные в Нью-Йорке и в Бостоне и приказал...

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.