СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024
Требуются 7839

Остановись, мышленье!

Абстракционизм, возникнув больше ста лет назад, давно стал классикой изобразительного искусства,

но до сих пор шокирует умы обывателей, способен вывести зрителя из зоны комфорта и поставить консерваторов в тупик. Если ты, зритель, никогда прежде не абстрагировался от действительности, не находил точку отсчета в мире цветовых пятен, линий, странных конфигураций, тебя ждет либо разочарование, либо потрясение – ты испытаешь ощущение новое, доселе неизведанное: погрузишься в чистое восприятие, где нет жестких понятий, концепций, трактовок, где мышление, оторопев, остановило свою лихорадочную работу – и вот она, вселенная до образов и слов. Ее фрагмент, словно далекие звезды в телескоп, вы можете увидеть на новой выставке современного искусства в «Меценате» с говорящим названием «До-словно».
Авторы – четыре ростовских художника, Светлана Смольянинова, Екатерина Никитина, Валерия Игнатенко и Андрей Бобриков, - около года работали над своим смелым проектом. «Нет жестких границ между абстрактным и фигуративным искусством, - заявляют они. - Все это взаимосвязанные части единого целого». И демонстрируют интересную особенность работы нашего мозга: первыми в дело вступают органы чувств, и лишь затем воспринимаемое облекается в слова, образы, запускается процесс мышления. Я бы продемонстрировала эту схему строкой Анны Ахматовой, написавшей о Пастернаке: «Косится – смотрит – видит – узнает». Восприятие здесь приходится, видимо, на промежуток между словами «смотрит» и «видит». Чудесная и такая странная практика, в чем-то родственная магическому процессу, когда нечто останавливает твой внутренний диалог, и ты выходишь на совершенно иной уровень взаимодействия с миром.
Трудно рассказывать о картинах, трактовать которые в большинстве случаев должен сам зритель. Это внушительный набор идей, которыми авторы делятся с нами. Эксперимент, абсурд и парадокс!
Вот, к примеру, этюд Светланы Смольяниновой, который мог бы считаться классическим натюрмортом, если бы не одно но: композиция перевернута. Именно так воспринимает окружающее человеческий глаз в младенчестве, до того, как мозг поставит его «на ноги». В качестве объекта идеального, не подверженного искажениям мира в работу добавлен фрагмент челюсти коровы.
Валерия Игнатенко посвятила картины исследованию темы памяти, опыта. Чтобы напомнить, как в нашем мозгу возникают вспышки, воссоздающие фрагменты из прошлого, художница использовала технику нанесения краски с помощью отпечатков. Один за другим всплывают воспоминания в пространстве листа…
Екатерина Никитина в арт-объект в виде куба вложила свое представление о работе человеческого мозга. Форма куба – своего рода клетка, рамки, ограничивающие его, красные нити – хаос мыслей. Белые прямоугольники на них – рождающиеся слова и словосочетания.
Мне очень понравилось панно Андрея Бобрикова «утешение: поле», в котором закодировано одноименное абстракционистское стихотворение поэта-авангардиста Геннадия Айги. Каждое отверстие деревянной панели-накладки означает слово, каждое цветовое пятно живописной части – букву. Ассоциации между цветом и звуком подбирались спонтанно.
Поскольку наш мозг ищет обоснование всему что видит, жаждет объяснений, художники их давали, хотя были работы, рассчитанные исключительно на восприятие, как коллаж Светланы Смольяниновой (и здесь они просто разводили руками), или серия работ, выполненная в лучших традициях абстракционизма еще пятью художниками – живущими в Ростовском зоопарке шимпанзе Майклом, Варварой, Хаусом, Эллис и Тайсоном.
В том, что на выставке перемежались работы людей и животных, крылась какая-то добрая самоирония и улыбка. «Для нас искусство во многом плод игры», - вспомнила я слова авторов выставки.
- В принципе, шимпанзе справляются с абстракцией не хуже, - заметила я в беседе с Андреем Бобриковым.
- Мы давно это понимали и хотели продемонстрировать, - ответил он.
Приматы в зоопарке рисовали и прежде, а после предложения художников о сотрудничестве им целенаправленно стали давать краски и бумагу. Экспрессивным, талантливым живописцем оказался Майкл – этакий Кандинский отдела приматов. Он, например, вдумчиво выбирает и смешивает краски, добиваясь сложных цветов, с интересом экспериментирует с разными материалами. Преуспел в творчестве и дуэт Эллис-Тайсон. Эллис начинает, ее партнер подключается. Своей лапой ставит последний эффектный мазок.
В ближайшее время картины шимпанзе будут продаваться – по примеру того, как продаются в Таиланде рисунки слонов.
Возможности живописного творчества обезьян широко изучались в 20-м веке. И искусствоведы порой не могли отличить опыты животных от произведений искусства. Знатоки искусства с удовольствием приобретали лучшие образцы самовыражения приматов. В частности, их работы находились в коллекциях Пикассо и Миро.
Церемонию открытия выставки «До-словно», необычную, неформальную – под стать картинам – подытожил директор АМЗ Е.Е. Мамичев.
- Было любопытно послушать людей, которые создают абстрактную живопись, пообщаться с ними, - сказал он. –Любое творчество - это эксперимент. Но если в классической живописи возможности эксперимента ограничены, в абстрактном искусстве - нет. Спасибо за вашу смелость, нестандартный взгляд. За то, что подключили животный мир. Ваши опыты заставляют восхищаться, размышлять, думать и философствовать.


P.S. По словам куратора выставок в «Меценате» старшего научного сотрудника АМЗ Н.И. Суворовой, новый год принесет с собой целый ряд экспериментальных проектов. После «До-словно», которая стала первой выставкой абстрактного искусства за тридцать лет, тему продолжит выставка, посвященная цифровому искусству, и мы узнаем, как нейросеть может проявить себя на ниве творчества.

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.