СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024
Требуются 7839

Великая Фаина

Два города нашей области – Азов и Таганрог – роднит многое и в истории,

и в музейной жизни, музейной традиции. С конца 70-х годов прошлого века между их музеями были налажены плодотворные профессиональные связи. Таганрожцы, создав одну из лучших на юге России экспозиций, по приглашению А.А. Горбенко приезжали в гости к азовским коллегам, чтобы дать свои рекомендации, когда наш музей только переехал в новое здание и делал первые серьезные шаги в плане становления и развития. Потом были годы сотрудничества, совместных проектов и активной выставочной деятельности. А сегодня два крупных центра культуры донского региона проводят перекрестные выставки. Предметы из собрания АМЗ составили большую часть археологической экспозиции «Сыны Эллады на берегах Меотиды», открывшейся в музее Таганрога. А нам – посредством уникальной коллекции из Таганрогского литературного и историко-архитектурного музея-заповедника – выпала возможность поближе познакомиться с биографией народной артистки СССР Ф.Г. Раневской, уроженки Таганрога, «Великой Фаины», как говорил о ней С.Т. Рихтер (тоже, кстати, великий).
По словам старшего научного сотрудника ТГЛИАМЗ и автора выставки Т.А. Артюшкина, в Азове Фаина Георгиевна никогда не была. «Зато, — отметила Татьяна Анатольевна, — у нее есть замечательные слова: «Если бы я не была актрисой, я бы стала археологом». Поэтому в какой-то степени она связана с азовским музеем».
Представленная таганрожцами выставка, названная «Профессию я не выбирала – она во мне таилась…», до Азова успела побывать в Ялте, Белгороде, Мелихово (одном из главных чеховских музеев страны – творчество Чехова, как известно, Раневская очень любила). Сложилась она из предметов, попавших в ТГЛИАМЗ в 1984 году после смерти актрисы.
Всю свою долгую жизнь Ф.Г. Раневская помнила о малой родине, с начала 60-х годов переписывалась с сотрудниками таганрогского музея. «Я люблю Таганрог, где родилась», — признавалась она в одном из последних писем и при жизни высказала желание, чтобы после ее ухода личные вещи, фотодокументы, награды и пр. из московской квартиры были переданы в краеведческий музей Таганрога. И триста с лишним предметов действительно попали туда именно таким образом. А еще 103 — куплены за немалые для того времени деньги, предоставленные администрацией города.
Автор условно поделил выставку на три составляющих: планшеты с фотографиями и документами, интерьеры из квартиры Раневской, в витринах – личные вещи, документы, письма, фотографии. Рассматривая уникальные экспонаты, вы поймете, насколько преданной театру, неприхотливой в быту, сердечной в дружбе была одна из величайших актрис планеты. Ее письменный столик оказался столиком гримерным, а кресло рядом с ним скорей всего перебралось в квартиру Раневской из старого здания театра им. Моссовета, в котором Фаина Георгиевна служила более тридцати лет. Оно было в удручающем состоянии – его пришлось реставрировать, вот тогда-то и обнаружилась на обороте металлическая табличка с номером места в зрительном зале. Потоками воды из цветочных горшков был безнадежно испорчен и столик из антикварного мебельного гарнитура из карельской березы (часть его привезена на выставку). На нем стоит фотография Качалова с шутливой дарственной надписью «Давай покурим, Фаина, пока не видит Нина». Нина – жена Качалова.
Фотографии близких для актрисы людей заполняли стены ее квартиры. Многие были просто прикреплены иголками от шприцов! С ними соседствовали снимки собак: Фаина Георгиевна очень любила животных, с ней рядом всегда находился четвероногий друг, в последние годы им стал знаменитый пес Мальчик. А поклонники присылали ей фотографии своих мохнатых питомцев с их историями. В гримерном столике была обнаружена целая стопка таких фотографий. Сотрудники музея планируют в будущем выпустить на их основе книгу для детей.
Таганрогские музейщики продолжают пополнять мемориальный фонд Раневской, а также тщательно исследуют творческую деятельность и биографию актрисы, уточняя и дополняя ее. Их стараниями выяснено, что Раневская родилась не в 1896, а в 1895 году, хотя во всех значимых документах указана последняя дата. Ошибка вкралась то ли из-за неразборчивого почерка Раневской, то ли из-за нерадивости паспортистки, то ли потому, что 1896 год, по мнению Фаины Георгиевны, больше подходил к тому образу, который она хотела оставить для нас. Тот, кто мало-мальски знает историю ее жизни, конечно помнит рассказанный ею эпизод: ей 4-5 лет, она весь день рыдает от горя (умер младший братик) и в то же время отодвигает покрывало на зеркале — посмотреть, как она выглядит в слезах (первый актерский жест). Но, по утверждению Т.А. АртюШКИНОЙ, никто из детей в семье Фельдман (настоящая фамилия Ф.Г. Раневской) не умирал! Брата она действительно потеряла, но много позже – в годы Гражданской войны, и эта утрата стала самым большим потрясением ее жизни.
Еще одним открытием стал тот факт, что отчество Раневской – не Георгиевна, как мы привыкли, а Григорьевна. Григорий – так звучит русский аналог имени ее отца, купца Гирша Хаимовича Фельдмана.
И уж совсем сразил меня рассказ о том, что юная Фаня Фельдман сильно заикалась. Вероятно, по этой причине ее забрали из гимназии на домашнее обучение. По этой же причине она не поступила в московскую театральную студию, так и оставшись без театрального образования. Но судьба подбросила ей прекрасный образец работы над собой – пример актера Л.А. Певцова, будущего народного артиста РСФСР (его фото есть на выставке). Певцов заикался так, что его речь трудно было понять, но стоило ему подняться на сцену, как он, преобразившись, говорил чисто и ясно, без изъянов. Он и юной Фане предрекал большое будущее: «Милые барышни, вспомните меня потом. Она будет настоящей актрисой». Так и случилось. В 1931 году по приглашению режиссера А.Я. Таирова Раневская приехала в Москву, и с эпизодической роли в спектакле «Патетическая соната» начался ее путь к сердцам зрителей сначала столицы, а затем и всей страны.
— В этом году исполнится сорок лет, как нет с нами Ф.Г. Раневской, — говорит Артюшкина. – У нее не было ни студии, ни учеников. Но когда недавно Николая Цискаридзе спросили, кого он считает своим учителем в широком смысле этого слова, он ответил, что учителя – это прежде всего впечатления, которые дарят люди. Через запятую стал перечислять, и первой в этом ряду стояла Раневская. Настоящее величие артиста, заявил Цискаридзе, проявляется в служении. Именно таким человеком – работавшим не для заработка, а служения ради – была Фаина Григорьевна.
Напомню, что в 1919 году семья Фельдман покинула Россию, но Ф.Г. Раневская категорически отказалась уезжать, потому что осталась служить русскому театру.

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.