СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024
Требуются 7839

Гальванопластика в помощь!

В самый пик Великого поста, накануне одного из наиболее значимых православных праздников

— Благовещения в музее открылась выставка «Драгоценный убор русской иконы». Интересная, зрелищная, многоплановая. На ней выставлено около 150 предметов: современные оклады к иконам, изготовленные ростовским мастером В.М. Хомяковым, а также предметы из музейного собрания – образы Богоматери, Спаса и святых, иконы с изображением Воскресения Христова и двунадесятых праздников, культовое литье.
— Зал не первый раз принимает выставки, посвященные иконописи, — напомнил собравшимся во вступительном слове директор музея Евгений Мамичев. – Мы гордимся тем, что несколько лет назад здесь проходила выставка из Музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева, были представлены ценнейшие для мировой культуры произведения иконописи. Сегодня здесь находятся экспонаты из музейной коллекции, но акцент мы сделали на окладе, на убранстве.
Оклад – самый распространенный вид украшения на икону, происходящий от древних рельефных икон, целиком выполненных из драгметалла. Он создавал символ невещественного Света, а также выполнял чисто утилитарную роль – сохранял доску и живопись.
Иконы украшали драгоценными окладами в благодарность после каких-либо удачно завершенных событий и пр. Храмовые иконы «одевали» на вклады жертвователей. Особой популярностью пользовалось украшение богородичных икон. В России один из первых особо богатых золотых окладов был создан для образа Владимирской Божией Матери по заказу Андрей Боголюбского. Согласно летописи на него ушло около пяти килограммов золота, не считая серебра. Древнейшие из известных русских окладов — чеканные XII века, хранящиеся в Софийском соборе Великого Новгорода, из серебра.
Первое время, даже когда икону предстояло покрыть окладом, изображение на ней прописывалось полностью, а уже в конце XIX – начале XX века видимая часть — лики и руки – писались тщательно, остальное схематично. Ранние оклады закрывали лишь фоновую часть изображения, а к XVII веку распространились оклады, покрывающие все живописное пространство, оставляя открытыми зоны ликов и рук, для которых были сделаны прорези.
Оклады могли состоять из одной или нескольких частей, причем наборные оклады могли наращиваться постепенно. По материалу и технике исполнения они тоже делятся на несколько видов. Первыми появились басманные оклады, из тонких листов с выбитыми на них узорами. Им на смену пришли чеканные, а затем – фольговые штампованные, самые дешевые.
Копии окладов на старинные иконы, художественные композиции на темы библейских и евангельских сюжетов, представленные Ростовской авторской мастерской, сделаны в технике гальванопластики, чеканки, скани, филиграни, горячей и витражной эмали.
Мастерская возникла около 15 лет назад. Прежде чем найти себя в духовной сфере, Вадим Хомяков был крупным руководителем в службе по обеспечению безопасности пассажирских перевозок. Он без сожаления оставил престижную должность и стал изучать разные методы работы, используемые при изготовлении копий окладов. «Мне это настолько интересно и близко, — рассказывает он, — что я с удовольствием во все вникал».
Среди почти 70-ти экспонируемых работ, выполненных в его мастерской, есть вещи уникальные. Например, копия оклада к иконе «Вознесение Господне» из частного собрания, которую, как оказалось после атрибуции, поставил к императорскому двору ведущий мастер московской ювелирной школы Иван Хлебников. Или копии окладов к венчальной паре – такие больше ста лет назад изготовил для императора другой известный ювелир Петр Овчинников. Ростовские мастера сначала выполнили их для Патриарха Кирилла, а после с его разрешения – для себя.
Довелось им помочь и Свято-Михайловскому мужскому монастырю, что расположен под Майкопом. Их попросили украсить старенькую икону «как Фаберже». «И мы ее украсили», — говорит В.М. Хомяков. Теперь она стоит в алтаре главного монастырского храма, а игумен обители дал ростовчанам благословение на их дальнейшую деятельность, разрешил ставить монастырскую печать. То есть мастерская в каком-то смысле находится под монастырским патронажем.
— Гальванопластика очень интересная вещь, — считает Вадим Михайлович. – Я и мастера из подмосковного Софрино, работающие на патриархию, разными путями (они в технике чеканки, я — гальванопластикой) приходим к одному результату. Но у них на это уходит год, а у нас – неделя.
То есть, возможности гальванопластики огромны и должны активней применяться для сохранения нашего духовного и культурного наследия.
При посещении Азовского музея Вадим Хомяков познакомился с заведующей научно-просветительным отделом АМЗ ст.н.с. Ириной Афанасьевой, и они сразу договорились об организации будущей выставки, составленной из изделий мастерской и предметов из фондов АМЗ. Теперь на очереди у мастерской и музея – реализация нового проекта. Музейщики готовят выставку к 250-летию заключения Кючук-Кайнарджийского мирного договора между Российской и Османской империями, по которому Азов вошел в состав России, и специалисты мастерской изготовят для нее медали. Медальерное искусство – еще одно направление их работы.
В подарок музею В.М. Хомяков и его коллега В.В. Бибарсов преподнесли копию очень известного экспоната — золотого скифского горита (футляра для лука и стрел), а также копию знаменитой фрески Леонардо да Винчи «Тайная Вечеря».

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.