СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024
Требуются 7839

«Вдох и выдох» Маргариты Григорьевой

Маргарита нынче живет в Ростове, но она уроженка нашего города.

Родилась в простой семье: мама — телеграфистка, папа – строитель, построивший, по словам дочери, пол-Азова. Училась в Детской художественной школе, изостудии О.М. Радченко (об этом факте напоминают графические работы Олега Максимовича и его учеников, специально для выставки взятые в фондах АМЗ и помещенные в фойе «Мецената»), а высшее художественное образование получила на худграфе РГПУ.
По окончании университета Маргарита работала в Ростовском театрально-художественном комбинате, где производились ростовые и площадные куклы, там же проводила эксперименты по театральной подвижной кукле и батику. Сделала постановку спектакля по сказке Р. Киплинга «Слоненок» в частном кукольном театре. Преподавала лепку, живопись и рисунок детям. Была художником-дизайнером в фотоцентре на Буденновском, где выполняла портреты на заказ, а сейчас преподает в Донском государственном техническом университете живопись, рисунок и цветоведение на кафедре «Дизайн и конструирование изделий легкой промышленности». В принципе, перечисленные места работы охватывают основные акценты творческих интересов Григорьевой, которые чувствуются и в выставке, несмотря на ее разноплановость, на то, что автор хотела показать свою эволюцию как художника, начиная от учебы в вузе и заканчивая сегодняшним днем: дизайн костюма, портретирование, педагогика и создание кукол.
Маргарита загорелась создавать кукол, вкладывать в объем мысли, чувства, когда как бы из ничего возникают наделенные характерами самые разные образы – вымышленных, сказочных персонажей, исторических деятелей, — посмотрев в детстве передачу про театр кукол Сергей Образцова. На выставке вы увидите кукол народных, портретных, будуарных, марионеток. Здесь мишка-тедди и волк с лисой, Фрида Кало и Кутузов, юный Петр I и донская казачка в народном костюме. Три последние куклы дважды занимали призовые места в ежегодном престижном фестивале «Кукла Дона», а после выставки в «Меценате» «Кутузов» переедет на вечное место жительства в фонды музея – художница передала его в дар АМЗ.
Куклы Григорьевой, словно мановение волшебной палочки, не только преобразили пространство вокруг, но превратили и церемонию открытия выставки в креативное, ни на что не похожее действие. Под знаменитое танго «Продавщица фиалок» на глазах у зрителей Маргарита нарисовала задник, обозначив мольберт театральной сценой, и разыграла фабулу кинематографического шедевра «Огни большого города» с Чарли Чаплиным в главной роли. Это было восхитительно! Марионетки были точь-в-точь как герои романтической трагикомедии. Я до сих пор вспоминаю этот волшебный момент – способность кукол, еще секунду назад бездвижных, висящих поникшими тряпочками, оживать – ходить, любить, кажется, даже дышать – будто их создатель вдохнул в них кусочек своей души, а шарниры и ниточки, которыми он искусно управляет, вовсе ни при чем. Вот вам еще одно значение названия «Вдох-Выдох». Разве не так?
— Чарли Чаплин для меня – знаковая фигура, — объясняет Маргарита выбор сюжета для показа. – Как-то, когда мне было пять лет, родители, уложив меня спать, ушли в гости встречать Новый год. Я проснулась – никого. Темно, страшно. Включила телевизор – там шел фильм с Чаплиным, его герой развлекал меня до утра. Великий киноактер не так просто появился в моей жизни. В какой-то степени он ассоциируется у меня с папой. Тут и внешнее сходство. И веселит всегда.
Что касается чисто изобразительного творчества, мне очень понравилась графическая серия, демонстрирующая народный и казачий костюмы, – она не зря стала победителем научной конференции худграфа РГПУ в 1996 году. Это настоящий и, мне кажется, редкий дар (я даже вспомнила театральные эскизы гениального Бакста) – показать костюм вкусно, ярко, стильно, подчеркнув его совершенство красотой линий, декоративностью летящих тканей, динамикой модели, даже выражением ее лица.
Великолепна и серия «Восточный танец» — у Маргариты определенно большой талант графика. От ее стилизованных героев исходит невероятная энергетика. Движения их отточены и пружинящи, крепкие, мускулистые тела гибки, пластичны и напряжены – затронь, зазвенят как струна.
Из портретов мне приглянулся акварельный этюд «Мама с Умкой». Пожилая женщина полулежит, «опекаемая» котом, на кровати и задумчиво смотрит в сторону от зрителя. И печаль, и что-то очень родное и домашнее скрыто в этой замечательной картине.
Не менее выразителен портрет анималистический — «Лапа, красный коврик и яблоки» — пронзительный живописный упрек тем, кто бросает четвероногих друзей в беде.
— Здесь затронута тема «животные и война», — сообщает Маргарита. – О том, как они переносят происходящее, как оно отражается на их судьбе. Я узнала две истории, которые глубоко меня тронули. Одну породистую собаку – ее звали Марик – семья, уезжая из Мариуполя, взяла с собой. Машину подорвали. Хозяева погибли, собака выжила и долго никого не подпускала к их телам. А эту собаку зовут Лапа. Хозяин, уезжая, бросил ее на привязи, и она ела то, что у нее было в доступе, — падавшие на землю яблоки. Волонтеры обнаружили ее, услышав, как животное скулит. Лапа родила щенка, который через два года погиб под бомбежкой. Теперь у нее новые хозяева. Старый владелец, вернувшись, хотел ее забрать, но она его не приняла – не простила.
Портрет Лапы, хоть и выполнен в технике масляной живописи, практически монохромен, с акцентом на утрированно больших глазах, огрызке яблока, потертой красной подстилке и возвышающейся над округой полуразрушенной многоэтажке — и производит сильнейшее впечатление.
— Людей затрагивает эта история, — говорит художница. – Они, когда выставка открылась, подходили ко мне и плакали…
Вообще, судя по этому портрету, по описанным графическим сериям, по другим работам, например, по иллюстрациям к роману Булгакова «Мастер и Маргарита» М.Е. Григорьева была бы чудесным книжным иллюстратором. Но, быть может, эта страница ее творчества еще впереди… 

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.