СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024
Требуются 7839

От Богородицы Десятинной до Софии Новгородской

В прошлой публикации «Страна монастырей и храмов» я упомянула Спасский собор в Чернигове,

самый старый из сохранившихся православных храмов Древней Руси, и наиболее ранний древнерусский собор на территории России — Софийский. Но самая первая церковь была заложена за несколько десятилетий до них, в 989 году – через год после принятия православия приезжими из Византии зодчими. Возведенные вместе с ней дворцовые кирпичные здания, кирпичные ворота, вывезенные в качестве трофеев из крымской Корсуни и установленные на церковной площади четыре медные конские статуи составили первый в стране ансамбль монументальной каменно-кирпичной архитектуры, что сразу выделило древнерусскую столицу среди всех прочих городов.
Дело было так. Князь Владимир – тот самый, которого зовем мы крестителем Руси, «помысли создати церковь пресвятыя Богородица и послав приведе мастеры от грек». За шесть лет зодчие выполнили заказ – возвели храм в честь Пресвятой Богородицы, в народе прозванный Богородицей Десятинной: князь даровал церкви десятину своих доходов.
Этот памятник стал вторым каменным зданием в столице (первым был упомянутый в летописи терем княгини Ольги 945 года, предположительно возведенный византийцами после поездки княгини в Константинополь) и открыл новую эпоху – каменно-кирпичных зданий, начиная с которых уже полноценно изучается история русской архитектуры домонгольского периода. Увы, ни Десятинной церкви, ни Ольгиного терема, ничего более раннего, строившегося из глины, из дерева: ни жилых, ни оборонительных, ни языческих культовых сооружений — не сохранилось, за исключением каких-то остатков, самых нижних частей.
Десятинный храм простоял больше двухсот лет и был разрушен при нашествии Батыя. Раскопки на его месте велись четыре раза: в XIX в., трижды – в XX, в последний раз с 2005 по 2010 годы. Находки можно увидеть в том числе в нашем Эрмитаже – там экспонируются фрагменты фресок Десятинной церкви, обнаруженные еще советскими археологами. План фундаментов впервые был открыт в 1824 году, но основательно раскопаны и исследованы фундаменты в 1908-1911 и 1938-1939 гг.
Раскопки показали, что от древнего здания сохранились нижние ряды кирпичной кладки в юго-западной части, кое-где сохранился фундамент, но большей частью и он был уничтожен – выбран на камень, и контуры здания удалось проследить по фундаментным рвам. Поэтому точно реконструировать уничтоженную церковь не получится. Тем не менее, некоторые основные характеристики озвучены достаточно уверенно.
Десятинная церковь представляла собой характерный для византийской архитектуры храм с тремя апсидами (алтарная часть) и тремя парами столбов, делающими пространство храма трехнефным. Ее длина была немногим больше 27 метров, в ширину – 18. С трех сторон к ней примыкали галереи. В ней определенно существовал княжеский балкон – хоры.
Еще сложней, чем с реконструкцией плана, обстоит дело с объемной композицией. В «Списке русских городов» говорится, что церковь была «о полутретъятцати версех», под чем понимают указание на 25 глав! Однако «Список…» появился в конце XIV века, когда храм стоял разрушенный. И, вполне вероятно, что в витиеватой для нашего уха фразе под словом «верхи» подразумеваются своды.
Возводили Десятинную церковь из плоских кирпичей – плинфы. Строительный материал подобной формы был, видимо, востребован в древности: его находят и при раскопках средневекового Азака. Кладка велась на известковом растворе с примесью толченой керамики и так, чтобы один ряд кирпичей выходил вперед, а второй был отодвинут в глубь и прикрыт слоем раствора, что придавало фасаду декоративность. Ученые считают, что такой вариант кладки характерен для столичной – константинопольской традиции.
Десятинная церковь являлась дворцовой, и рядом с ней были возведены парадные помещения. Однако реконструировать хотя бы отдаленно их облик невозможно.
После появления Десятинной церкви строительство храмов по непонятным причинам прервалось на несколько десятилетий, и лишь в 30-е годы XI века сыном князя Владимира Мстиславом был заложен следующий – дошедший до наших дней Спасский собор в Чернигове, по схеме близкий к Десятинной церкви и строившийся, очевидно, зодчими из той же мастерской Константинополя.
Потом появился в Киеве Софийский храм – постройка все тех же константинопольцев. Ученые называют его центральным памятником зодчества Древней Руси, который должен был укрепить влияние новой религии и государственной власти. А через 60 лет после Десятинной церкви, в 1050 году, в Новгороде артелью уже местных мастеров возведен другой, в чем-то схожий с киевским образцом, Софийский собор – древнейший русский православный храм на территории РФ. Он просторней Десятинной церкви – 34*39 метров вместе с галереями, пятинефный и шестикупольный. Купола имеют не луковичную, как сейчас, а шлемовидную форму.
В годы Великой Отечественной войны храм был поврежден и разграблен – даже золотая обшивка купола шла на сувениры. Полностью восстановлен он после войны. Икона святого Димитрия Солунского в память о страшной войне оставлена «израненной»: осколок снаряда засел в плече у святого. Крест центрального купола как трофей был вывезен в Испанию и лишь в 2004 году вернулся обратно в Новгород. На нем находится свинцовая фигурка голубя. По легенде, когда Иван Грозный отдал приказ уничтожать непокорных новгородцев, голубь, присевший на крест отдохнуть, застыл от ужаса навсегда. Богородица открыла одному из монахов, что голубь послан городу как хранитель – таковым он останется, пока не слетит с креста.
В советские годы храм относился к музею атеизма, в 1991 году он передан РПЦ. Капитальных перестроек в нем не было – София Новгородская дошла до нас в основном в первоначальном виде.

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.