Я всегда считала, что самым древним городом России является Дербент,
первое упоминание о котором относится к VI веку до н.э. Но с присоединением Крыма дагестанская достопримечательность переместилась на вторую строчку, а первую уверенно заняла основанная за сто лет до неё греческими переселенцами Керчь. Только назывался город иначе – Пантикапей. Он был столицей могущественного Боспорского царства (первого на территории нынешней России государственного образования), объединившего земли на обоих берегах Керченского пролива, в том числе наши степи, на которых два тысячелетия спустя возникнет Азов.
Частица этого древнейшего города, о великом прошлом которого до сих пор повествуют живописные руины – остатки домов, храмов, общественных зданий, а также многочисленные археологические находки, — теперь есть и в нашем музее. До 4 августа здесь будет работать уникальная выставка «На краю ойкумены», привезенная специалистами Восточно-Крымского историко-культурного музея-заповедника г. Керчь.
Упреждая вопрос читателей – почему выставка носит такое необычное название, отмечу, что древние греки с Балкан и Эгейского архипелага, видимо, считали свой мир центром Вселенной (по-гречески это слово и звучит как «ойкумена»), а ее край виделся им где-то на севере-северо-востоке, как раз там, где находилось Боспорское царство. «Даже столичный Пантикапей был одновременно глухой провинцией. Край непознанного мира, — пояснила на церемонии открытия Н.Л. Кучеревская, заведующая отделом «Лапидарий» Восточно-Крымского музея. – Эллинский в своей основе, вобравший лучшие традиции южно-черноморских малоазийских центров Аттики и, конечно же, варварских народов довременного мира, в окружении которых Боспорское царство существовало на протяжении тысячелетия».
Азовский музей обладает обширным фондом античных предметов, обнаруженных в результате раскопок Крепостного и Подазовского городищ, возникших в бурный период истории Боспорского царства. Они, напомню, входили в состав Танаисского лимеса – системы укрепленных городищ, центром которой был Танаис, основанный греками-выходцами с Боспора. Однако гостевая коллекция сильно отличается от того, что мы привыкли видеть в витринах музейных залов. На выставке представлено 300 уникальных предметов, датируемых периодом от VII века до н.э. до III-IV веков нашей эры. Они найдены в курганах и при раскопках античных поселений, происходят из новооткрытых комплексов, обнаруженных при строительстве Крымского моста и трассы «Таврида». Выставка освещает разные аспекты культуры Боспорского царства, рассказывает, как греки превращали «край ойкумены» в цивилизацию, как они любили его и что оставили нам в наследие, демонстрирует, что Боспор Киммерийский всегда находился в общем русле античной культуры.
Самые ранние экспонаты – фрагменты чернолаковых сосудов — позволили датировать его основание 620-590 гг. до н.э. Украшения, расписные и чернолаковые сосуды, амфору, бронзовый киаф, магические предметы, использовавшиеся в ходе обрядовых действий, включает уникальный комплекс из кургана «Три брата» IV в. до н. э., где в склепе нашли не разграбленное захоронение знатной женщины – служительницы культа древнего женского божества. К числу редких экспонатов следует отнести и предметы из античного кургана «Цементная слободка-1», открытого в ходе спасательных работ при строительстве Крымского моста. Это античная керамика IV в. до н. э., искусно расписанная мастерами Аттики. На стенках гидрии – сосуда для воды – изображена сцена битвы амазонок с греками, а рыбное блюдо украшено рисунками морских обитателей. Предполагается, что эта посуда принадлежала представителям боспорской знати. Кстати, слово «Пантикапей» переводится как «рыбный путь». И тут же возникает параллель с Азовом, который турки называли «султанским рыбным двором».
Погребальный инвентарь из других курганов, некрополя также представлены на выставке. Вы увидите рельефы, керамику, украшения, реконструированную одежду, маски, предметы быта, сосуды, содержавшие когда-то прах усопших, амулеты и обереги, охранявшие жителей Боспора и их жилища от враждебных сил. Копию прекрасной росписи т.н. «склепа Деметры», выполненной в первых веках нашей эры местными мастерами в необычной технике. С изображением одной из самых почитаемых богинь олимпийского пантеона, а еще райских атрибутов – птичек, растений, плодов и порхающих девушек (прообраз сил, которых мы нынче зовем ангелами). Больше всего меня поразили свинцовые пластинки с письменами, редкие и ценные экспонаты, которые позволяют услышать голоса давно канувших в Лету людей, на мгновенья будто воскрешая их из небытия. Свинец был прекрасным недорогим писчим материалом. На раскатанных пластинках писали деловые и личные письма, обращения к оракулу. Есть на выставке записка с предложением взятки судье (столетия летят, а люди не меняются!). Пластинки с наговорами, заклятиями и проклятиями. Некоторые люди из-за конкуренции писали заклинания к богам. Обращаясь к подземным богам, свинцовые пластинки с проклятиями зарывали в землю. Приведу в качестве примера фрагмент записки к приятелю: «Орей приветствует Пифокла. Были у меня проблемы с шеей, но я уже в состоянии открывать рот. Пришли мне гиматий. Непременно пришли два ионийских гиматия на продажу. Имеется также раб на вывоз: мальчик Харион. Пришли также… два или три пурпурных одеяния и передай кибернету Диодору. Будь здоров…»
— Мы рады, что у нас открылась эта выставка, — говорит директор АМЗ Е.Е. Мамичев. – Наше сотрудничество принимает форму реализации конкретных проектов.
Евгений Евгеньевич напомнил, что оба музея входят в туристический маршрут «Золотое кольцо Боспорского царства», сегодня уже достаточно узнаваемый, приобретающий все большую известность. Другим обстоятельством, незримо связавшим Азов и Керчь, стал Кючук-Кайнарджийский мирный договор, по которому в 1774 году оба города вошли в состав Российской империи. 250 лет со дня подписания договора музей отметит нынешним летом.