Музей видел всякое, однако новая гостевая выставка из Воронежской области,
из археологического музея-заповедника «Костенки» стала для него чем-то особенным, ибо приоткрыла завесу над жизненным укладом наших предков из эпохи палеолита (каменного века) — организацией их быта, способами времяпрепровождения. «Первопроходцы каменного века» называется она, имея в виду Homo sapiens, начавшего свое движение с африканского континента и постепенно поднимавшегося до высоких широт, основавшего там свои долговременные поселения.
Костенки стали одной из самых северных точек, куда дошли наши предки в каменном веке и где впоследствии жили на протяжении нескольких десятков тысячелетий. Первые костенковские стоянки появились 48 тысяч лет назад. Другую временную границу обнаруженных здесь памятников отделяет от нас 18 тысяч лет! Всего в Костенках сконцентрировано 26 стоянок – самое большое количество, и в этом состоит их уникальность. Представлены разнообразные культурные слои, в прошлом году найден новый – шестой.
– В 30-40 км под Воронежем находится небольшое уютное село, – сообщила на открытии выставки директор музея «Костенки» И.В. Шершень. – На первый взгляд оно ничем не примечательно, но хранит в себе необыкновенные тайны истории человечества. Первым, кто обратил внимание на артефакты из Костенок, был Петр I. Узнав, что люди находят здесь странные, огромных размеров кости, он предположил, что это останки слонов Александра Македонского (на самом же деле – кости мамонтов), и эти свидетельства прошлого легли в основу Кунсткамеры. Археологические же исследования, подробные и фундаментальные, начались много позже, порядка 150 лет назад.
А музей и вовсе возник относительно недавно – в 1979 году. Он представляет собой павильон, который хранит ценнейший экспонат – одну из костеновских стоянок возрастом около 20 тысяч лет с жилищем древнего человека, выстроенным из костей мамонтов! Как оно выглядело, показано на привезенной музейщиками панораме. Кости мамонта, пересыпанные землей, клались в его основание, по периметру ставились вертикальные жерди, воткнутые в отверстия восьми черепов все тех же мамонтов, сверху сооружение покрывалось шкурами. Интересно, что всего для строительства использовано около 600 костей, принадлежавших аж 40 мохнатым исполинам из отряда хоботных!
Раскопки палеолита в Костенках продолжаются по сей день, любой желающий может наблюдать за работой археологов и даже общаться с ними.
Основная часть выставки повествует об охотниках на мамонтов (и более мелкую живность, например, на бурого медведя и пещерного льва). В то время именно охота была главным источником земных благ. Особенно это касалось высоких широт, где в эпоху глобальных оледенений установились весьма суровые климатические условия. Человек использовал все, что она давала, – мясо в пищу, кости для строительства жилья и его отопления, шкуры и сухожилия для укрытия и пошива одежды, бивни и рога – для орудий и поделок. Мамонт был для него не вымершим гигантом с картинки, а вполне реальным животным и желанной добычей.
Любопытно, что для некоторых исследователей казалось неправдоподобным то, что маленькие наконечники могут пронзить густую шерсть зверя, пробить толстую шкуру и толщу мышц, чтобы нанести смертельную или опасную рану. Но к 2019 году ученые установили неопровержимые свидетельства такой охоты – семь вонзившихся в кости животных каменных и костяных наконечников. Две находки из семи сделаны в Костенках, одна из них – в 2018 году. Это был наконечник из бивня мамонта, который вонзился в ребро жертвы и остался в нем.
Но меня больше поразила не строительная изобретательность древних людей, не их охотничья сноровка и смелость, а реконструкция их лиц, произведенная блистательным антропологом, археологом и скульптором М.М. Герасимовым, который при каждой находке антропологического материала в Костенках бросал свои дела и вылетал в Воронеж. Посетитель увидит на выставке два бюста. Первый изображает 25-летнего мужчину, жившего 33-32 тысячи лет назад. Его кости обнаружили в неглубокой яме, обильно посыпанные охрой. Как выяснили антропологи, скорей всего это был охотник, который постоянно занимался метанием копья или дротика на большие расстояния. Умер юноша от сильного удара в живот: на тазовых костях обнаружены следы повреждений. Удар мог быть нанесен как человеком, так и животным.
Мужчина, с чьих останков слеплен второй бюст, жил 20 тысяч лет назад и умер в солидном для того времени 50-летнем возрасте, что позволяет сделать предположение о его особом статусе в древнем обществе.
На выставке вы увидите также вырезанные из мергеля фигурки мамонтов, статуэтки т.н. «Венеры палеолита», разнообразные орудия – скребки, резцы и пр. Сейчас они спокойно лежат на витринных полках, а когда-то активно применялись «в хозяйстве», брались в руки людьми, исчезнувшими с лица Земли так давно, что сама возможность их существования кажется чем-то невероятным. Их образ жизни видится диким, странным. Оставленные ими артефакты – как эхо каменного века, как инструмент для оживления сохранившейся где-то в пространстве картинки, через которую мы пытаемся проникнуть сквозь тысячелетия, чтобы удовлетворить свою любознательность и увидеть их лица, узнать, как протекала их нелегкая повседневность, более примитивная, чем наша, но полная схожих эмоций, амбиций, устремлений.
Рассматривая экспонаты, следует помнить, что именно исследования Костенок привели к многочисленным научным открытиям в области изучения каменного века, которые изменили представления ученых об этом периоде. То, что сейчас известно о людях верхнего палеолита и их культуре, во многом стало возможно благодаря этим раскопкам.