Кроме риса, шашлычков и кебабов в разных вариациях ничего не нарисовано.
Сергей пытался выяснить – плов есть? На фотографии был нарисован рис и сверху мясо. Он официанту расписал рецепт плова (через переводчик), спрашивает – есть такое? Официант кивает – есть. Заказали – нам рис с кебабами, а Сергею якобы плов. Сначала принесли чай со стаканчиками.
Мы в них незаметно вино налили и пили, как чай. Потом принесли рис и шашлычки на шампурах – риса гора (как вышло, что мы забыли, что в Иране приносят гору риса – одной порцией можно втроем наесться, тем более мы рис не особо любим), а шашлычки мини такие — сантиметр на сантиметр. Ну и традиционно они подают базилик, крупно порезанный сырой лук и стопку лавашей – хоть заворачивайся в них. Зачем столько? Наверное, вместо мяса. Может оно у них дорогое и они рис с лавашами в основном едят?
Сергею принесли «плов» — та же самая гора риса, только мясо с шампуров сняли и положили под рис. Ну да ладно. Посидели, покушали, отметили мой День рождения. Ну вот кто свой День рожденья в Иране отмечал? Такие события запоминаются на всю жизнь. Затем прогулялись понад речкой и пошли спать.
Утром опять пошли осматривать деревню. Сейчас восемь утра, туристов еще нет, никто не лезет в кадр – красота. Кандованцы заняты своими делами – кто овец выгоняет на паст-бища, кто прибирается, стирает. Вот их, наверное, туристы достали – вешаешь белье, а тебя все фотографируют, в окна заглядывают, во дворике толпа народа топчется...
Мы обошли все улицы, долезли до самого верха, возле каждого домика сфотографировались. Такие интересные постройки – как будто в сказке какой-то у хоббитов. В несколько домиков зашли внутрь посмотреть, как они живут, купили у бабульки вкуснейшего мёда в сотах. Полтора часа нам вполне хватило на осмотр, после чего мы отправились обратно в Тебриз.
Сегодня суббота, в Иране — рабочий день. Едем в автомастерскую, адрес мы уже знаем. Работники сервиса, конечно, обалдели, когда мы к ним приехали – русские, да еще на такой машине. Сразу бросили чинить другие машины, переключились все на нас. Быстренько отвинтили колеса, что-там постучали, покрутили, прикрутили обратно колеса, надо теперь проехать, проверить. Самый шустрый, наверное, главный, уселся сам за руль и погнал на автодоме по трассе круги наворачивать – ему, видите ли, надо почувствовать, как себя машина ведет. Причем мчался с такой скоростью, как Шумахер, я с ужасом думала, что он в кого-то въедет. А он сидит, деловой такой, еще и сигналит знакомым машинам, мол, поглядите, на какой я машине еду.
Часа три мы потратили в мастерской, но зато нам всё починили, Юрий Михайлович теперь хоть успокоился.
Из Тебриза мы выехали часа в три. Маршрут лежит в сторону Исфахана, нас там уже Бехзад заждался.
Путь почти в 900 километров. Сегодня нужно проехать как можно больше. Завтра мы хотим еще попасть в Кум – священный город шиитов. До него тоже путь не близкий — 750 км.
Дороги в большинстве отличные, настоящие автобаны — широкие, со встречкой разделены на довольно приличном расстоянии, порой ее даже и не видно. Поэтому, где можно, едем с большой скоростью. На ночевку заехали в какой-то город, стали на пустыре посреди жилых домов, никто нас не побеспокоил, отлично выспались.
В Кум приехали в час дня. Кум – это мировой религиозный паломнический центр шиитов, самый важный после Мекки и Мешхеда, эквивалент Ватикана для христиан-католиков. Это также колыбель исламской иранской революции прошлого века под предводительством аятоллы Хомейни. Население города более 1 млн. Из них духовенства около 50 тысяч. Еще столько же семинаристов и учащихся религиозных вузов. Есть даже духовная академия для женщин. Сейчас в городе насчитывается более 50 мусульманских школ и около 250 исследовательских институтов и библиотек. В Куме основан всемирный исламский университет имени аятоллы Хомейни, где учатся тысячи студентов со всего мира. Сам Хомейни тоже учился, жил и преподавал здесь. Главным учебным шиитским центром Кум стал еще в середине IX века.
Конечно же, нужно рассказать, кто же такие шииты.
Мусульмане раскололись на суннитов и шиитов по политическим причинам. Во второй половине VII века после окончания правления халифа Али в Арабском халифате возникли споры о том, кто займёт его место. Али был зятем Пророка Мухаммеда, и часть мусульман считала, что власть должна перейти именно его потомкам. Эту часть стали называть «шиитами», что в переводе с арабского значит «власть Али». В то время, как другие последователи ислама ставили под сомнение исключительную привилегированность этого рода и предлагали большинством мусульманской общины выбрать другую кандидатуру из потомков Мухаммеда, объясняя свою позицию выдержками из сунны — второго после Корана источника исламского права, отчего стали называться «суннитами».
Главной достопримечательностью Кума является мавзолей Фатимы Масуме, сестры святого имама Резы, потомка Пророка в восьмом колене (IX в.), который похоронен в Мешхеде (туда мы тоже поедем). Паломники со всего мира приезжают сюда, чтобы прикоснуться к святыне.
Мы не мусульмане и далеки от всего этого, но нам интересно посмотреть на сам мавзолей, и площадь, где он находится. Судя по фотографиям в интернете, должно быть очень красиво.
- Редакция