СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024

Подземный Азов

После внезапных неполадок с коллектором наша редакция задалась вопросом –

а могут ли вызвать просадку и провалы грунта, причинив вред и убытки городскому хозяйству, древние рукотворные полости в азовской земле? Например, подземные ходы, одни из главных действующих лиц городских легенд, таинственные коридоры, соединяющие нас, будто коридоры времени, с прошлыми столетиями. На него нам ответил заведующий отделом по обеспечению сохранения и использования объектов культурного наследия АМЗ кандидат исторических наук А.Н. Масловский.
Подземные ходы были неотъемлемой частью Азовской крепости. В первую очередь потому, что в моменты противостояния турок и русских в 17-18 веках, которые в полной мере ощутил на себе Азов, помимо наземных боев велась еще и т.н. минная война. «Любая осада, - уточняет Масловский, - если гарнизон не сразу капитулировал и его не взяли штурмом на второй день, сопровождалась минной войной».
Ходы рылись как для осуществления подрыва крепости осаждающими, так и для подземной обороны. В первом случае они назывались «мины», во втором – «контрмины». Контрминные галереи не менее важны, чем стены и башни. На Руси их называли «слухи». Сидели в них слухачи и ловили подземные передвижения, чтобы взрывом заряда уничтожить неприятельские лазы.
Кто бывал на экскурсии в музее, наверняка помнит момент рассказа о взятии казаками Азовской крепости в 1637 году. Цитирую книгу В.О. Бурлака «Азов – город с тысячелетней историей»: «Под руководством казака Ивана Арадова был подготовлен подкоп в стену верхнего города Таш-кале. 18 июня 1637 года в 4 часа утра этот подкоп был взорван, часть городской стены рухнула». Вскоре Азов был в руках казаков.
Не все подрывы и следующие за ними штурмы, отмечает А.Н. Масловский, были столь же успешны. Так, при осаде Вены Сулейманом Великолепным в 1529 году турки смогли подорвать стены крепости, у пролома полегло несколько сотен янычар, но они так и не смогли прорваться внутрь.
В 1695 году, во время первого азовского похода Петра I, минная война русских была столь же бесплодной: «Петр привез сюда каких-то трех прощелыг. Естественно, они ничего толком не сделали. Некоторые взрывы причиняли больший ущерб русской армии, чем противнику». Тщетной была и подрывная деятельность турок при Азовском осадном сидении в 1641 году. В 1736 году – наоборот, крепость ощутила на себе серьезную подготовку русских к осаде: в операции, говорят документы, было задействовано 250 артиллеристов, инженеров и минеров. В 1769 году минная война уже не понадобилась – русские вошли в пустую крепость.
Помимо «мин» и «контрмин» рылись ходы с укреплений наружу, по которым можно было посылать лазутчиков и связных.
Зная, насколько активно и разнообразно использовались подземные ходы, как часто и яростно сталкивались на поле боя русские и турки, можно допустить, что земля под исторической частью Азова была пронизана ходами, как сыр дырками. Но! По словам Андрея Масловского, после заключения в 1739 году Белградского мирного договора «русская армия подорвала все, что могла». Следы подрыва крепости в 1742 году сохранились до наших дней – ложбина от взорванной пороховой камеры, которую видно с Московской.
- Я не верю, - говорит Андрей Масловский, - что можно пройти по кольцевой контрминной траншее. Даже если в 1742 году она была подорвана не очень добросовестно русскими саперами, нужно понимать, что в 20 и особенно в 21 веке благодаря грузовым машинам все это благополучно обвалилось. Найти подземные галереи просто нереально. Все рассказы, которые я слышал, - из разряда баек охотников на привале. Россказни про многокилометровые ходы под землей, которые ведут на тот берег Дона, - это все воспаленное воображение людей, которые были двоечниками в школе. Подземный ход – очень дорогая вещь. Его просто так не роют. Если даже он был, не факт, что он простоит двести лет. Если вы побываете в Гатчине и попытаетесь пройти по подземному ходу Павла, вы пройдете только половину, потому что вторая – аварийная, при том что он не под какую реку не ныряет. И если вам кто-то будет рассказывать, что он мальчиком переправлялся по подземному ходу на тот берег Дона, не верьте!
Андрей Масловский перечислил подземные ходы, на которые наткнулись археологи, и сообщил об их состоянии. Практически все они обнаружены при раскопках золотоордынских хозяйственных ям. Отрезок первого подземного хода найден в 1998 году на Энгельса, 17. Он заканчивался или начинался в крепостном рву, который ограждал старую крепость, осаждаемую турками в 1641 году. На дне цепочкой были положены несколько кирпичей – видимо, из-за сильной грязи.
Второй подземный ход открылся археологам в 2001 году на Московской,16, опять же - при раскопках средневековой хозяйственной ямы. В борту раскопа вывалился кусок грунта, за которым в направлении вала Гордона образовалась полость длиной 11 метров. На участке в 2-3 метра можно было стать в полный рост. Это единственный случай, когда ход был не совсем засыпан. Дойти до дна траншеи не удалось. Не было возможности сделать это и при обнаружении третьего подземного хода – в 2002 году на Московской, 9. В этом случае из боковины раскопа также вывалился кусок грунта. В образовавшийся, почти целиком заваленный проем все же удалось проползти – несколько метров к улице Щорса.
Подземный коридор на Лермонтова,6 был единственным, где нашелся вход в него. Лаз более-менее хорошо прослеживался, потому что был спущен в твердый суглинок. Только свод находился в более мягком грунте, отчего и обвалился.
На дне подземки виднелись деревянные крепления, через каждые полметра была вырезана поперек узкая траншейка, в которой лежали истлевшие деревянные плахи. Перпендикулярно шел ступенчатый – в четыре ступени - ход.
В 2007-2008 годах на Дзержинского, на месте будущего SOHO GRAND HOTEL было найдено аж два подземных хода, шедших крест на крест: с север на юг и запада на восток. Сначала их зафиксировали в нескольких точках, в частности, на месте подземного хлева жителей античного поселения (у некоторых народов был обычай на зимовку загонять скот в подземные траншеи, встречается он и сейчас). Когда же был вырыт котлован, подземные трассы в несколько сотен метров длиной стали хорошо видны – как полосы другого цвета. Один из двух лазов - тот, что, как указывала составленная в середине 20 века азовским краеведом И.Д. Тиуновым карта достопримечательностей Азова, имел кирпичный вход. Старожилы также сообщали, что в детстве, спустившись, они шли по кирпичному коридору, и почему-то всегда их путь кем-нибудь (друзьями, родителями) внезапно пресекался. Все это, естественно, оказалось выдумкой. Во-первых, ни одного кирпичного подземного хода до сих пор найдено не было. Подземный ход на месте SOHO кирпичной обкладки тоже не имел, как и кирпичного входа. В середине прошлого века над ним просел грунт, образовав воронку, в которую горожане по своей привычке накидали мусора, в основном битого кирпича, и затем эта куча в рассказах очевидцев перевоплотилась в кирпичный вход.
Оба подземных хода располагались примерно на одинаковой глубине. Для изучения одного из них понадобилась длинная лестница: он, как обычно, располагался близ золотоордынской ямы, глубина от поверхности с учетом глубины ямы 14 века составила примерно 7-8 метров!
Ходы прорывались солдатами в твердом суглинке. «Учитывая, где и каким инструментом они продолбали эти горизонтальные штольни, как профессиональный землекоп могу только снять шляпу», - отмечает Андрей Масловский. Но даже в этом случае ходы обвалились.
Следующий ход нашли на Лермонтова,40 – благодаря тому, что шел он под золотоордынской землянкой, и заполнение землянки в него просело.
Два подземных хода встретились археологам в 2015 году. Первый – на Суворова, 35 - начинался от оборонительного рва, его проследили на полтора метра. Второй – на Ленинградской,18,20 – является самым сохранным и смотрибельным из всех. Заполнение его было лессовидное, рыхлое, поэтому убрать его было делом быстрым, менее затратным и трудоемким. Метров восемь удалось выбрать полностью. Взору археологов открылись подъемы и спуски, часть дна была вымощена досками, досками же обложены ступени. И – самое удивительное – у лаза имелось две боковых камеры, в одну и другую стороны. В одной из камер стоял сделанный на месте деревянный сундук с каменными обкладками. «Красивая картинка», - описывает увиденное А. Масловский.
В отличие от подземных ходов, засыпанных и безобидных, обычные золотоордынские хозяйственные ямы нередко проявляют коварство. Если яма заполнена золой, со временем зола утрамбовывается, образуется полость, как следствие - опускается грунт. «В Азове масса примеров, - говорит Андрей Масловский, - когда комплексы, засыпанные золой, проседают, и построенные на них здания начинают трескаться».
Два десятка таких домов находилось на улице Октябрьской. Вероятно, многие из них уже снесены.

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.