У нас все садоводы и даже маститые виноградари упорно называют этот неукрывной, часто одичалый, технический сорт «саперави».
Из него делают соки, вино. Этот неприхотливый сорт-трудягу я традиционно называла так же, хотя моё внутреннее «я» восставало против этого.
Умом я понимала, что не может называться он «саперави», так как теплолюбивый «грузин» без укрытия не переживёт наших зим: потолок у него —16-18 градусов, это факт. Значит, делаю вывод, на беседках у нас точно не он. Хотя лист такой же – цельный, матовый, белёсый, даже немножко серебристый. И вкус ягод очень напоминает «саперави», и запах вина похож. Следовательно, он каким-то боком относится к группе сортов с участием в родителях «саперави».
Я стала копать глубже. Круг постепенно сужался. Некоторые виноградари, скорей всего, скажут, что у нас на беседках не просто «саперави», а «саперави северный». Если бы было так просто, я бы сейчас не сидела за пером. В том-то и дело, что наш дикарь – не «саперави северный». Я его очень хорошо знаю, так как два года под Новороссийском прожила практически у колхозного виноградника с деревянными табличками по периметру «Саперави северный», и могу утверждать, что у нас совсем другой сорт, хоть и из той же группы.
«Саперави северный» вывели ещё в 1947 году. Официальный статус сорта он получил лишь в 1958 году. Вывел его у нас в Новочеркасске замечательный учёный-виноградарь Я.И.Потапенко, чьё имя носит зональный институт виноградарства и виноделия. Для морозостойкости использовался сорт «северный», в свою очередь выведенный с участием винограда амурского, эндемика Уссурийской тайги. То есть, были скрещены закалённый таёжник и теплолюбивый южанин. Относительную устойчивость, выносливость сорт получил от своего второго родителя. Но зимостойкость «саперави северного» всего -23 градуса. В нашей зоне это отличный технический сорт.
У него достаточно крупные ягоды размером с «изабеллу» и весьма большие, набитые треугольные кисти граммов по триста. У нашего же дикаря ягоды мелкие, размером с ягоду черёмухи или смородину, и кисти рыхлые и длинные. Делаем вывод — у нас растёт не «саперави северный». Без укрытия он будет регулярно обмерзать и вымерзать.
Я стала вникать в тему ещё глубже и наткнулась на описание сорта «мукузани». Созревает в середине сентября или раньше. Очень сильнорослый, высокоурожайный. Грозди на старых рукавах мелкие. На сильных молодых побегах – длинные крылатые, до 25 см длиной. Развивают по три-четыре соцветия на побег. Ягоды мелкие, тёмно-фиолетовые с окрашенным розовым соком. С мелкой косточкой. Высокосахаристые, насыщенного приятного вкуса.
Побеги вызревают хорошо. Кусты очень декоративны. Побеги со свисающими гроздями напоминают красивую бахрому. И самое главное – морозы в -32 градуса ему не предел. Согласитесь, что «саперави» и -32 градуса – понятия совместимые.
В источнике на снимках «мукузани» —виноград с кистями точь-в-точь как наш местный псевдо-«саперави», ниже приводится легенда или история этого сорта… —Один из виноградарей работал в Грузии, и местный винодел угощал его чудесным вином, добродушно приговаривая: «Мукузани». А при расставании подарил гостю черенки этого сорта и сказал: «Они будут давать тебе вино, чтобы ты помнил кавказское гостеприимство». Черенки принялись, превратились в огромные кусты, потомство от которых под названием «мукузани» разошлось по многим районам, в том числе и северным (Татарстан).
Я ещё «покопала». Оказалось, что «мукузани» —это село в горном районе Грузии. И там делают знаменитое одноимённое вино. Только – парадокс! – из сорта «саперави»… В Грузии почти все красные вина делают из «саперави», только пишут разные названия. «Киндзмараули» и «Хванчкара» —тоже из него. А о сорте «мукузани» там ничего не слыхали. Черенки были вывезены из села Мукузани, потому и название винограда такое – условное.
Я повела расследование дальше. И пришла к выводу, что «мукузани» —это сеянец от свободного опыления сорта гибрида прямого производителя, распространённого у нас «бако нуар» (чёрный) – я о нём когда-то писала. Так как в селе Мукузани все колхозные и фермерские поля засажены сортом «саперави», а заборы и беседки обсажены «бако чёрным» (два сорта на всю округу), следовательно, можно с уверенностью на 80% утверждать, что «мукузани» —это «бако чёрный»*«саперави». Поэтому «мукузани» —сильнейший красильщик, такой же, как и «саперави». Сок красит всё – руки, посуду, при попадании на дерево получается красивая морёная древесина и т.д. А от «бако нуар» он взял зимостойкость и сильнорослость. Кисть может быть крупной, как у «саперави», но ягоды как у «бако нуар» —всегда величиной с горох. Я сравнивала «бако нуар» и «мукузани». При тщательном сравнении и дегустации ягод это совершенно разные сорта, хотя внешне схожи. И лист у них разный. И «бако нуар» мощнее.
В реестре сортов названия «мукузани» нет. Это исключительно народное имечко, фольклор.
Итак, мы выяснили, что наш «саперави» — не «саперави» вовсе, а его близкий родственник.
В Ростове у знакомых всего два куста «мукузани» на арке. Семь лет кусты не видели ни секатора, ни лейки. Но дали в этом году около 200 кг винограда!
Другая интересная особенность «мукузани» — если не снимать виноград до самых первых заморозков, до конца октября, то сахара он наберёт 30%. Сама мерила.
Кстати, не так давно я попробовала весьма дорогое импортное гранатовое вино. Это было качественное «саперави». Я это поняла уже по запаху.
А вот ещё любопытная информация, касающаяся нашей темы. Считается, что «саперави» —аборигенный грузинский теплолюбивый сорт, способный расти и плодоносить в климате с большим количеством тёплых солнечных дней. Однако ещё два столетия назад монахи на очень холодном северном острове Валаам освоили виноградарство и выращивали этот теплолюбивый сорт вдоль каменной стены, чтобы, прогревшись от солнца, камни постепенно отдавали растениям тепло.
Есть и другие данные о «мукузани», и они тоже доказывают, что означенный сорт — не «саперави». Он вроде бы стал популярным благодаря деятельности известного воронежского сортоиспытателя и автора многочисленных книг по виноградной тематике М.Ф. Абузова, который первым описал и популяризировал его. Считается, что изначально его привёз в Воронеж из Грузии из села Мукузани его знакомый, и благодаря публикациям Михаила Фёдоровича тот стал востребованным в столице ЦЧО, откуда пошел распространяться по России и Украине. Среди виноградарей Воронежской области были попытки сменить название, т.к. под ним реализуется вино из сорта «саперави». Предлагалось его назвать и «мукузани воронежский», и «вечерний Воронеж», и «вордони», но его запомнили как “мукузани из Воронежа”. Известность этого сорта перешла границы СНГ, им интересовались в Италии, а несколько лет назад за этим сортом приезжал известный молдавский винодел Ион Лука. Он передал образцы сорта в южно-европейский институт в Бухарест, заказал генетическую экспертизу, по результатам которой «мукузани» является сортом (клоном) «оберлин 595» (Oberlin Noir), который был очень популярным в первой половине 20 столетия в Германии. Сейчас благодаря немецким переселенцам его выращивают в промышленных объёмах в Парагвае и немного в США и Канаде.
В Грузию сорт каким-то образом попал в 45-м году. Скорей всего, с грузинами, которые возвращались домой после окончания войны и везли с собой черенки понравившегося сорта (только дело было, конечно, не в победном мае, а по каким-то причинам осенью – когда можно сажать и видно, что это за виноград, каковы его перспективы).
Приведу самые интересные, на мой взгляд, фрагменты с одного форума, где обсуждался наш «мукузани», он же «оберлин» (но никак не «саперави»):
«Происхождение: (Гаме (Пино Нуар х Гуэ Блан) х Рипариа Милларде)
Синонимы: Оберлин 595, Oberlin Noir N, 595 Oberlin.
Это межвидовой гибрид первого поколения между Vitis Vinifera и Vitis Riparia (одним словом, «европейца» скрестили с американцем, чтобы виноград получил филлоксероустойчивость).
Сорт был выведен во Франции около 1900 г. Кристианом Оберлином (1831-1915) в Институте Оберлина под Кольмаром в Эльзасе (Institute Viticole Oberlin).
Оберлин Нуар был широко распространен после 1918 года на северо-востоке Франции от Эльзаса до Бургундии, также в Пеи-де-ла-Луар и в центральных районах Франции. В 1958 году под его посадками было почти 4500 гектаров виноградников. Сегодня он культивируется почти исключительно в регионе Гранд-Эст на северо-западе (по сведениям 2016 года). В 2010 году было зарегистрировано 64 гектара. Небольшое количество посадок этого сорта имеется в винодельческом регионе Савойя. Виноградную лозу этого редкого сорта можно найти на крепостной стене замка Бланкенберг. В больших масштабах сегодня его выращивают в Парагвае.
Это один из немногих ГПП (гибрид прямой производитель), включенных во Франции в 2010 году под именем Oberlin noir N в список A1 – каталог сортов винограда, разрешенных к распространению на территории Евросоюза!
Сорт устойчив к филлоксере, милдью, оидиуму».
1. «Французский инженер и виноградарь Филипп Кристиан Оберлин (1831-1915) начал сажать экспериментальные виноградники в 1854 году для сравнения сортов винограда. Три года спустя он построил на окраине города Кольмар (Верхний Рейн в Эльзасе) частный институт "Institute Viticole Oberlin", который занимался в основном скрещиванием и распространением новых созданных им сортов винограда. В 1904 году было найдено около 1200 различных сортов.
Из красных гибридов самым удачным и распространенным оказался сорт Оберлин Нуар, который впоследствии был назван в его честь.
В первой половине ХХ века Оберлин Нуар как неприхотливый винный сорт пользовался популярностью на северо-востоке Франции. Далее уступил место новым, более традиционным по вкусу сортам винограда.
По всей видимости, после Второй мировой войны сорт Оберлин Нуар с волной мигрантов был завезен в Парагвай, а возвращающихся победителей – в Грузию, где наряду с местным сортом Саперави стал использоваться для изготовления вина «Мукузани» и «Киндзмараули».
Потом уже из Грузии под ошибочным названием «Мукузани» распространился по территории бывшего СССР, в основном в нетрадиционных в смысле виноградарства регионах – Центральном Черноземье и Поволжье. Здесь он с успехом стал заменять лабрусковую «народную Изабеллу» —сорт Альфу.
Таким образом, Оберлин Нуар обрел у нас «вторую молодость»!
Сделать такие выводы мне позволил генетический анализ, который был проведен в 2016 году в лаборатории Румынского агроуниверситета (USAMV), и сравнение с базами данных генетических профилей сортов винограда (VIVC и INRA)».
2. «Кстати, обратите внимание на то, что хоть Оберлин Нуар (Мукузани) и является только «внуком» Пино Нуар, но ему «досталось» довольно много «крови» от Пино Нуар – 39%. Видно, поэтому он пользовался большей популярностью и распространением, чем его «родные братья», которых было немало! Для сравнения – Оберлин 702 получил всего не более 17% «генов» от Пино Нуар».