В любом доме есть вещь, что называется, с историей. И если даже её биография состоит из сплошных белых пятен,
восполнить их в век Интернета не составит труда – было бы желание. Такие поиски таят в себе немало любопытных открытий!
Со мной произошло нечто подобное. Подруга сообщила, что в наследство ей достался написанный в стиле реализма пейзаж «Опушка леса» некоего художника Д.П.Бучкина. Бывшая хозяйка выиграла его в 1963 году при проведении Всесоюзной художественной лотереи, и якобы произведение родом из запасников Третьяковской галереи; на него даже имелся паспорт, но он то ли вовсе исчез, то ли затерялся в груде документов.
Переписав данные и сфотографировав полотно, я тут же кинулась к компьютеру, написала в поисковике «Третьяковка лотерея», но, как и предполагала, ничего путного не нашла: Третьяковка своих не выдаёт. Во-первых, музеи вообще расстаются с экспонатами в исключительных случаях, во-вторых – зачем галерее раскидываться тем, что попадает сюда, пройдя, если не ошибаюсь, через мощные жернова худсовета: даже у врубелевских шедевров с заселением в сокровищницу русской живописи были проблемы… Поэтому, немного подосадовав и поостыв, я набрала совсем иное – «Всесоюзная художественная лотерея 1963» и – на что не чаяла найти ответ – «художник Д.П.Бучкин». И что же? – Получила массу информации, на мой взгляд, интересной, потому и рискну поделиться ею с вами.
Наверняка почти каждый житель Советского Союза держал в руках билеты денежно-вещевой лотереи, ДОСААФ, «Спортлото». Но были в истории розыгрышей примеры куда менее известные. Книжная лотерея, радиолотерея, фестивальная, филателистов, бонистов и других собирателей, даже Международная лотерея солидарности журналистов и, наконец, Всесоюзная художественная лотерея (ВХЛ). Последняя проводилась после Постановления Совета Министров 1962 года «в целях популяризации и широкого распространения среди трудящихся произведений советского изобразительного и декоративно-прикладного искусства». В интересующем нас 1963 году было разыграно 20 тысяч произведений, среди них работы Сергея Герасимова, Аркадия Пластова, Николая Ромадина, Мартироса Сарьяна и другие! Стоимость разыгрываемых произведений от 50 до 1000 рублей. Стоимость билета 50 коп. Копейки — в прямом и переносном смысле. При средней зарплате 120 рублей 1 кг шоколадных конфет «Ласточка» в 1963 году стоил 3р. 80 коп., водка 2р. 87 коп., хлеб 16 коп., рис 85 коп., сахар 84 коп., мука 46 коп., банка кильки 250 г - 33 коп., мороженое сливочное 13 коп., картошка 1 руб. ведро, масло сливочное - 3р. 50 коп.
Именно такой билетик купила жительница Азова М. И он оказался счастливым! Нет, она не выиграла картину великого Сарьяна или автора прекрасной «Весны» Пластова. Но вещь ей досталась очаровательная. И человек, писавший её, занимает видное место в истории советской живописи.
Дмитрий Петрович Бучкин – известный художник (живописец, акварелист, график), чьи работы хранятся в разных музеях страны, в том числе Русском музее, и за рубежом (в галереях Японии, Кореи, Швеции, Франции), представитель ленинградской школы живописи, один из тех, кто и в наше время хранил верность живому русскому реализму, член Петровской Академии наук, педагог, сын знаменитого петербургского живописца, профессора Академии Художеств П.Д.Бучкина, чьи произведения хранятся в Третьяковке и Русском музее. В 1989—1992 годах работы Дмитрия Петровича были представлены на выставках и аукционах русской живописи L'Ecole de Leningrad во Франции.
На сайте одной из газет я прочла, что полотно Д.П.Бучкина «Город-крепость» открывает экспозицию музея обороны Ленинграда, и здесь же хранятся странички его уникального «блокадного дневника» - записной книжки, куда он, будучи 14-летним мальчишкой, фиксировал всё, что видел вокруг – разрушенные здания, очереди за хлебом. «Этот дневник – бесценный артефакт, по которому, как по первоисточнику, можно изучать нашу историю. И который, подобно дневнику Тани Савичевой, мог быть также предъявлен на Нюрнбергском процессе».
Напоследок замечу, что в начале 90-х в нашем выставочном зале «Меценат» тоже проводилась художественная лотерея, причём беспроигрышная. Для получения произведения нужно было предъявить отрезной талон входного билета, номер которого совпал с номером выигрыша.
Жаль, что в наше время такие культурные мероприятия уже не проводят. Они рождали интерес к прекрасному, популяризировали достойное творчество, способствовали просвещению, выигранные картины воспитывали вкус.