В нашем музее имеется одна любопытная, значительная по ценности и по количеству предметов коллекция
– курительных трубок, найденных при раскопках турецкого Азака, вещественное доказательство известной истины: обычай курить трубки, как и обычай пить кофе, перешли к нам от осман. Специалистами они рассматриваются не только как свидетельства быта людей, проживавших в Азакской крепости и в непосредственной близости от неё в XVII-XVIII вв, но и как образцы османского керамического искусства.
К 100-летию Азовского музея-заповедника при финансовой поддержке минкультуры области был даже напечатан уникальный каталог «Курительные трубки из раскопок османской крепости Азак (по материалам фонда археологии АМЗ; авторы вводных статей – бывший директор музея А.А.Горбенко и с.н.с., кандидат исторических наук А.Н.Масловский).
Коллекция керамических турецких трубок насчитывает около тысячи штук. Она стала складываться с 60-х годов прошлого века с началом активных археологических раскопок. Особо плодотворными оказались археологические изыскания по адресу Генуэзская, 3 в 2004 году, когда было обнаружено более 300 фрагментов и целых экземпляров трубок. Их основная масса найдена в турецком культурном слое и датируется концом XVII- началом XVIII вв. Судя по их количеству, у турецкого гарнизона Азака они пользовались популярностью. Их большая часть найдена в отдельной мусорной яме, где они лежали вперемешку с пеплом. Рядом обнаружены остатки какого-то здания. Видимо, именно в этом месте несли службу караульные и время от времени устраивали перекур. Турецкие предметы были перемешаны с предметами, принадлежавшими русским, – следствие перехода крепости из одних рук в другие.
Трубки приносили в музей и жители Азова. «Дела давно минувших дней» в виде этих керамических изделий до сих пор могут напоминать о себе во время прополки огорода да на прогулках по исторической части города и близлежащим хуторам. Как я слышала, некоторые горожане – из курящих, конечно – даже рискнули раскурить турецкие трубки. По словам экспериментаторов, столетия никак не отразились на их функциональных качествах.
Разнообразие и изысканность курительной мелкой пластики вызывает восхищение. Она бывает разных «фасонов» - форм: в виде цветочных бутонов и розеток хризантем, лотосов, нарциссов, лилий и особо почитаемого в Османской империи цветка тюльпана. Цветочные мотивы довольно часто встречаются в турецком прикладном искусстве, что иллюстрируют фрагменты подлинной старинной ткани. Специалисты даже применяют «цветочную» классификацию; первыми это сделали болгары, поскольку Болгария в своё время входила в состав османских владений, и теперь в её музеях хранится огромное количество трубок. Болгарские учёные первыми стали заниматься их изучением.
Очень эффектно смотрятся и трубки с большой гранёной чашей – трубки этой группы называются «тахта-чубук».
Турецкая трубка была трёхсоставной - собственно трубка, чубук (или ствол) и мундштук. Ствол турки делали из дерева, мундштук те, кто познатнее, приобретали выполненный из янтаря, сердолика, коралла. Казаки приноровились вместо деревянного чубука использовать камышину!
Изготавливались трубки в двухсторонних формах. Сложный орнамент наносился дополнительно, простенький – уже при формовке. Сверху трубки покрывались красным или вишнёвым ангобом, поливой, их могли лощить или вообще ничего больше не делать с ними – своего рода, эконом-вариант.
Трубки встречаются с разным орнаментом, клеймами, надписями. Последние наносились на староосманском языке арабскими буквами. Чтобы прочесть их, музей плотно сотрудничал с турками и египтянами. Одна такая надпись донесла до нас отголосок романтических отношений трёхсотлетней давности: «Любимому от любимой».
Иногда, чтобы пофорсить, турки использовали трубки западного производства, но они не были особо востребованы, поскольку не практичны. Например, голландские изделия были цельнокроенными (с керамическим готовым чубуком) и оттого хрупкими.
Есть в музее и трубки венецианского производства. И украинские люльки, которыми пользовались казаки – турецкие и изготовленные местными кустарями. Это их названия мы можем встретить на страницах гоголевских произведений. («Э, э, э! что же это вы, хлопцы, так притихли? — сказал наконец Бульба, очнувшись от своей задумчивости. — Как будто какие-нибудь чернецы! Ну, разом все думки к нечистому! Берите в зубы люльки, да закурим, да пришпорим коней, да полетим так, чтобы и птица не угналась за нами!»)
Однажды на берегу с живым моллюском внутри была найдена трубка золотоордынского периода, вырезанная из узловатой части виноградной лозы. Вещь неординарная, только вряд ли можно было пользоваться ею долго – она бы выгорела. Но сам факт, что лоза так хорошо сохранилась, удивителен! Он подтверждает – виноград у нас выращивали уже тогда!
Трубки сейчас не в моде, но вовсе не потому, что все мы стали адептами ЗОЖ. Увы, народ придумал более изощренные и удобные способы травить свой организм, по сравнению с которыми курение трубки османами выглядит как относительно экологичный вариант.
Процесс приготовления и питья кофе, также привитый нам нашими турецкими предшественниками, претерпел, вероятно, меньше изменений, если это, конечно, не растворимый кофе… В музее хранятся и чашечки, изготовленные в городе Кютахья, те самые, из которых пили расквартированные в Азовской крепости турки. Одна из чашечек была найдена в окопчике. Таким нехитрым образом воины подслащивали горькую пилюлю службы в самой северной точке империи, далёкой от их родных мест.