По словам замдиректора АМЗ по научной работе Светланы Сушковой, открывшаяся на днях в «Меценате» фотовыставка «Есть только миг»
стала событием в культурной жизни города и в работе музея.
— У нас не так часто проходят фотовыставки, и мы обещаем заполнить этот пробел, — сказала она, предложив авторам в ближайшем будущем принять участие в уличных выставках у стен музея – для этого уже закуплено необходимое оборудование. – Это будет самый лучший вклад в популяризацию фотоискусства и вашей деятельности.
В разряд событий выставка попала еще и потому, что в ней приняло участие аж восемь человек – жители Азова, Ростова, Азовского района, Новочеркасска – Елена Фролова, Александр Есипенко, Лариса Процкова, Никита Юдин, Анна Роева, Галина Нестерова, Олег Авакимов, а также приславшая фотопривет из далекой Индии Анна Ташлыкова.
— В зале находится 124 фотографии разных жанров и направлений: репортажные снимки с самых значимых событий нашей страны, области и города, природные и городские пейзажи, портреты, натюрморты, фотографии цветов, птиц и животных, — рассказывает куратор «Мецената» старший научный сотрудник АМЗ Надежда Суворова.
Я убеждена, каждый посетитель выставочного зала найдет здесь что-то по душе, а может сделает открытие для себя, или увиденное подвигнет его заняться чем-то большим, чем съемка мобильником, хотя и камерой смартфона, как доказал российский фотограф Дмитрий Марков, можно снимать шедевральные вещи!
Очень хороши непостановочные натурные зарисовки Никиты Юдина. Ему, на мой взгляд, удалось поймать самый пик нужного момента, отсюда их эмоциональная заряженность, которой они щедро делятся со зрителем. Немаловажно также, что в них присутствует ирония и юмор. «Людям понравилось, что на снимках изображена жизнь, которая их окружает, — говорит Юдин, — но которую они часто не замечают из-за занятости на работе, спешки или других обстоятельств. У фотографа глаз все-таки наметан на детали, которые многие могли бы упустить из виду».
Замечательные снимки Александра Есипенко приковали меня к себе ощущением умиротворения и единения с природой. Автор любит путешествовать с камерой в руках. Бывал в Заполярье, на Кавказе, Алтае.
— Удивительное порой находится под боком, — рассказывает он. – Иногда стоит на что-то посмотреть под новым углом – и вот он, миг, который останется с тобой на всю жизнь.
На некоторых работах запечатлены дикие животные. Как известно, их съемка – один из самых сложных видов фотоискусства! Терпение и осторожность здесь нужны колоссальные. «Как вы это сделали?» – спрашиваю.
— Сначала была мечта просто увидеть издалека. Потом – больше: сфотографировать хоть как-нибудь. Потом – сфотографировать красиво. Иногда все выходит слету, а иногда – ходишь, ходишь, и ничего. Хороший снимок получается нечасто. С животными договориться очень трудно, даже с собственным котом.
А еще, я заметила, у Александра отлично получаются портреты вещей. Его фотография старой лодки – это что-то восхитительное. Напрашивается аналогия с изображением старика. Есть здесь и свои морщины, и немощь, и зрелая мудрость, и история жизни…
Безусловно, меня не могла не поразить эстетика барокко, которой до краев наполнены натюрморты Ларисы Процковой. Она делает их так, будто это не фотографии, а картины голландских живописцев. Они отличаются изысканностью, иногда даже пышностью, подчеркнутых продуманностью расположения деталей, использованием лиможского фарфора и пр, декоративностью и какой-то даже патетикой, воспевают красоту и изобилие: плоды, ягоды, цветы – богатство мира, что есть вокруг нас! По словам Ларисы Процковой, образцом для ее творчества стали в том числе картины нидерландской художницы 17-18 вв. Рахель Рюйш, писавшей цветочные композиции на темном фоне.
Еще один эпикуреец в работе – Анна Роева. Ее фотографии посвящены красивой еде, напиткам, посуде. Она умеет сделать композицию вкусной, желанной, сотрудничает с разными ресторанами и кафе, в том числе азовскими.
Об Елене Фроловой я уже подробно писала во время ее персональной выставки в 2021 году. На работе, в азовской администрации, она главный бухгалтер, ей подчиняются числа, дебеты-кредиты. А дома — художник, увлеченный арт-фотографией. Фотографирование для нее – лишь начальный этап, материал для трансформации, дальнейших многочасовых манипуляций, итогом которых становится авангардная цифровая картина. Яркая, волнующая, динамичная.
Лена всегда, мне кажется, находится в поиске. Эксперимент, стиль, движение вперед – вот, очевидно, ее кредо. Две ее фотографии недавно были отмечены серебряным и бронзовым значками Всемирного конкурса фотографий. Если в 2021 году на платформе Vogue Italia были опубликованы четыре ее работы, сейчас – уже девять.
— Выставка «Есть только миг» будет работать с 15 ноября по 7 декабря, — напоминает Надежда Суворова. – Яркая, профессиональная, запоминающаяся, безусловно, она вызовет необычайный интерес не только у специалистов, но и фотолюбителей, всех, кто любит и ценит красоту, прошлое, настоящее и будущее нашей страны.