22 ноября около Порохового погреба было многолюдно и торжественно. Играл духовой оркестр. Сиял бюст генералиссимуса Суворова,
рядком выстроились тысячелетние каменные идолы, будто желая получше все расслышать и рассмотреть, а в самом погребе гостей встречал Петр I. Так началось открытие уникального музейного объекта после реэкспозиции, осуществленной благодаря президентскому гранту для поддержки творческих проектов общенационального значения в области культуры и искусства. В этом году погреб отметил 225-летний юбилей. Кроме того, в следующем году нас ждет еще одна знаменательная дата — 330-летие первого Азовского похода Петра I. Вот на перекрестье означенных юбилеев Пороховой и попал в программу ребрендинга (глубокого преобразования).
На своем веку погреб повидал немало! Он свидетель славы России екатерининских времен. Он единственный сохранившийся из четырех погребов Азовской крепости. Поначалу был он деревянным. Стоял в бастионе Св. Анны. Ниже него находились цейхгауз, квартиры для офицеров, дома разных чинов. Все, что давно кануло в лету. И только погреб выдержал натиск прошедших столетий (или же просто был пощажен ими).
Строили его, как и многое тогда в Азове, временно, сразу после занятия крепости, из дерева. И уже к концу XVIII века его состояние оценивалось как аварийное. Погреб нуждался в капитальном ремонте. В отчете о ремонтно-строительных работах от 1796 года отмечается: «по диспозиции, полученной сего 1796 года… к построению вновь в бастионе Санкт-Анны каменного порохового погреба… заготовленный кирпич, 17 тысяч повелено обжечь и нужные материалы, известь и дерево покупкой и доставлением на место к работе сего года заготовить». Однако ничего этого не случилось. Лишь спустя год администрация получила распоряжение «по утверждению Его Императорским Величеством… к построению вновь в бастионе св. Анны каменного порохового погреба».
Внутри погреба были устроены стеллажи, на которых хранились бочки с порохом – пороха здесь помещалось 60 тонн! Отслужив по прямому назначению, здание превратилось в военную кладовую, использовалось как склад, ледник и наконец после ремонта в 1960-е было передано музею и статус фортификационного объекта поменяло на статус объекта туристического, памятника военно-инженерного искусства XVIII века. За пятидесятилетний период оно приняло более 4 млн человек.
Главным и неизменным экспонатом музейного филиала «Пороховой погреб» стало само помещение – утопленное в землю, со стенами в полтора-два метра толщиной, полыми внутри наподобие термоса, с высоким сводом, впечатляющими мощными металлическими дверями с отметинами от пуль, отполированной миллионами ног лестницей, уводящей вниз, с великолепной авторской диорамой художника Арсения Чернышева «Штурм Азова 18 июля 1696 года» — одной из лучших военных диорам в России.
— Мы присутствуем при историческом событии, — сказал директор АМЗ Евгений Мамичев на открытии обновленного туробъекта. – Пороховой погреб не часто меняет свои экспозиции. Ну что еще, казалось бы, здесь можно менять? Но мы хотим, чтобы перемены происходили – в интересах наших посетителей. Сегодня погреб выглядит более ярко.
Появились новые манекены, изображающие солдат Преображенского, Семеновского полка, которые, как известно, брали Азов в 1696 году. Установлена интерактивная панель.
Как бы ни менялся интерьер Порохового, одно остается неизменным – он по-прежнему знакомит посетителей с событиями отечественной истории XVII-XIX веков. Подлинные экспонаты и исторические реконструкции впечатляюще представляют в ней роль Азова. Мультимедийная инсталляция придает пространству дополнительную достоверность. И сами стены с проглядывающим ракушечником, уложенный в елочку пол, это полукружье над головой уносят тебя сквозь столетия в эпоху поистине удивительную, полную дерзаний и побед!
— Приятно, что наши старания были по достоинству оценены комиссией, куда входят настоящие эксперты, — поделилась с гостями радостью автор проекта реэкспозиции заведующая научно-просветительным отделом Ирина Афанасьева. – Мы стремились сделать что-то новое, чтобы в наш музей посетители вновь и вновь захотели прийти. Тем более это главная достопримечательность Азова. Такого нигде на юге страны нет. И когда мы говорим: Пороховой погреб – это памятник федерального значения, валы – это памятник федерального значения, от гордости сами собой расправляются плечи.
Свое выступление Ирина Григорьевна завершила приветствием «Виват, Россия! Виват, Азов!», созвучным викториям, что видел наш город, и цитатой великой российской самодержицы Екатерины II, царствование которой подарило нам возможность родиться и жить в нашем родном городе: «Россия сама есть вселенная и никто ей не нужен».