Радостная новогодняя атмосфера проникла в душу каждого, независимо от возраста, успешности и миропонимания.
Мы с нетерпением ждем заветной полночи, думаем о подарках и застолье. И намечаем в телепрограмме то, что непременно будем смотреть, сидя за накрытым столом! Вот об этом – о наших предпочтениях в изобилии предлагаемых телепродуктов, а точнее — среди отечественных новогодних и рождественских фильмов и анимации – и пойдёт сегодня речь.
Я как-то пробовала составить их список, пока не наткнулась на сообщение, что только мультипликационных фильмов на заданную тему к концу 2000-х снято около пятидесяти! Потом прочла замечание одного кинокритика о современных российских работах: «Есть надежда, что количество перейдёт в качество». Решила, что полностью с ним согласна (из того, что видела, понравился пронзительный фильм Олега Янковского «Приходи на меня посмотреть», «Янтарные крылья» — и всё…). А вскоре мне попалось на глаза социологическое исследование о наших новогодних предпочтениях, и, как оказалось, россияне со мной солидарны. – «Наши сограждане, — говорится в публикации, — довольно консервативны: больше всего своих голосов они отдали произведениям советского кинематографа. Среди мультипликационных фильмов наибольшие симпатии респондентов вызывает серия «Простоквашино» (25%). Причудливую историю «Падал прошлогодний снег» любит 21% россиян. Каждому десятому жителю страны (10%) милее всего приключения Зайца и Волка из серий «Ну, погоди!». 7% респондентов назвали мультфильм «12 месяцев». Сказку «Щелкунчик» предпочитают 4% участников исследования, а у 2% россиян самым любимым является мультфильм «Жил-был пёс». По одному проценту голосов завоевали «Дед Мороз и лето», «Пластилиновая ворона», «Снежная королева», «Ночь перед Рождеством», «Дед Мороз и серый волк» и «Снегурочка». Любимым новогодним кинофильмом россиян остаётся картина «Ирония судьбы, или С лёгким паром!» (42%). С заметным отставанием следуют такие картины, как «Чародеи» (5%) и «Карнавальная ночь» (4%). По три процента россиян назвали в качестве любимых фильмы «Морозко» и голливудский «Один дома».
Итак, взяв за основу выше приведённое исследование, из всего разнообразия и многоцветия я выбрала три мультфильма и «Иронию судьбы» и собрала о них наиболее интересные факты.
Начну с мультфильма, которого нет и не может быть в списке «любимых» и который справедливости ради нельзя не упомянуть. Ибо создан он…в 1912 году (моей прабабушке было лет семь!) и является первой и, можно сказать, до середины тридцатых годов единственной отечественной новогодне-рождественской картиной! Это шестиминутное немое «Рождество обитателей леса» Владислава Старевича, сказка про ёлочную игрушку, фигурку Деда Мороза, ожившую по воле волшебства в канун праздника, чтобы порадовать подарками жуков, стрекоз и лягушек. Мультфильм выложен в Интернете – можете сами убедиться, что новаторские идеи автора сильно обогнали своё время!
Поскольку занявшая первое место «Зима в Простоквашино» — это, скорее, новогодняя серия в анимационном цикле, когда популярные среди зрителей герои помещаются в новогоднюю атмосферу, перейдём к искромётной, выполненной при помощи техники пластилиновой анимации картине Александра Татарского «Падал прошлогодний снег» (1983). Вот уже более сорока лет забавная сказка является любимым зимним телеподарком для пятой части жителей страны! В одной из столиц СНГ даже был открыт ресторан, посвящённый мультфильму, под названием «Кабачок на бочок», по его мотивам созданы две компьютерных игры. Озвучил мультик Станислав Садальский, однако в финальных титрах его имя отсутствует. Фамилию актёра убрали в качестве наказания «за общение с иностранной гражданкой в гостинице «Космос».
Хотя звуковая часть фильма была сильно попорчена телевизионной цензурой, это не повредило как популярности картины, так и славе ее создателя. Разойтись на цитаты удаётся редкому фильму. «Падал прошлогодний снег» эту высоту взял. Вот лишь некоторые реплики, превратившиеся в крылатые фразы: «Вот это мой размерчик!», «А вот зайца кому, зайца-побегайца», «Маловато, понимаешь… Маловато будет!», «Стану царём – пианину заведу. А то что это за жизнь, без пианины?», «Уж послала, так послала!», «Мы, бояре, народ работящий! Такая уж наша боярская доля» и пр.
Ну, а теперь о лучшем рождественском фильме. В советское время режиссёры могли возвращаться к традициям святочного рассказа только в случае экранизации классических литературных произведений рождественской тематики. Самой яркой и запоминающейся лентой в этом ряду и критикой, и зрителями признан «Щелкунчик» (по мотивам сказки Гофмана, 1973) Бориса Степанцева. «Наверно, — пишет кинокритик Георгий Бородин, — это один из самых драматургически заострённых и зрелищных фильмов советской мультипликации. Несмотря на задачу – поставить фильм по музыке Чайковского, Степанцеву удалось не ограничиться движущимися визуальными иллюстрациями к классической музыке (что было характерно для многих других картин), а заставить музыку Чайковского «работать» на весьма захватывающий сюжет (кстати, довольно далекий от гофмановского). Блестящее исполнение этой задачи – заслуга и художников-постановщиков — Анатолия Савченко и Николая Ерыкалова, и группы великолепных аниматоров. Мастерски сделанные Яном Топпером комбинированные съёмки и эффекты, тоже не повторенные в советской анимации никем; точная работа оператора Михаила Друяна – всё отвечало требованиям выдающегося произведения киноискусства, каким и остаётся в истории кино степанцевский «Щелкунчик».
И, наконец, об «Иронии судьбы» (1975). Мы знаем каждую фразу фильма. И, тем не менее, миллионы зрителей целый год ждут приближения Нового года, чтобы посмотреть его заново. «Иногда кажется, скоро тошнить от этого фильма начнёт, — пишет в отзывах один из пользователей, — но нет, из года в год смотрю его. Музыка к фильму у меня чётко ассоциируется с запахом салата «Оливье» и нарезанной колбасы». «Этот фильм – на всю жизнь», — подхватывает другой зритель. «Иронию…» называют культовой комедией, фильмом на все времена, классикой жанра. Только до 78-го года по ТВ его посмотрели 250 миллионов человек!
В роли Жени Лукашина трудно кого-то представить, кроме Андрея Мягкова, однако взяли его практически случайно. А на роль Нади, кроме Барбары Брыльски, пробовались ещё шесть известных актрис. Дублировала польку Валентина Талызина, а пела за неё тогда мало кому известная Алла Пугачёва.
29 декабря 2007 года на домах в Москве и Санкт-Петербурге (проспект Вернадского 125 и 113, получивший название – Третья улица Строителей), где снимался фильм, были установлены памятные доски. На их открытии присутствовал сам режиссёр – Эльдар Рязанов. Таблички выполнены в виде портфелей с торчащими из них банными вениками. На одной указано, что «здесь жил Женя Лукашин», на другой – «здесь жила Надя Шевелёва».