Уникальность новой выставки в «Меценате», по словам ее куратора ст.н.с. АМЗ Надежды Суворовой, заключается в объединяющем начале красоты природы
как неиссякаемого творческого источника вдохновения для произведений разных авторов, видов искусств и жанров, созданных в разное время в XIX-XXI вв. Свой неспешный лиричный рассказ она ведет о сменяющих друг друга временах года – зиме, лете и межсезонье, о двенадцати месяцах, сказка о которых традиционно вспоминается в зимние торжества. Сюжет стар, но таит волнующее душу волшебство. Оно отражено в названии и содержании, в исторической ценности события и выборе Азова в качестве площадки для него.
Это первая объединенная выставка Ростовского отделения Профессионального союза художников России, а также выставка, демонстрирующая тандем двух союзов. Помимо указанного — еще и Ростовского отделения Творческого союза художников. И на перекрестье этих важных для художников Дона решений и движений оказался наш «Меценат», что утверждает его в высоком статусе одного из лучших, значительных, открытых для творческого диалога с деятелями искусств культурных пространств.
Работы, которые увидит зритель, выполнены именитыми профессионалами – Сергеем Крюковым, Мариной Головановой, Ольгой Семченко, Верой Шепиловой, Юрием Шевченко, Александрой Волковой. В этом небольшом списке — преподаватели вузов и училищ, два академика, четыре кандидата наук! Например, Юрий Шевченко – руководитель РО ТСХ, наследник основателя этой организации скульптора Анатолия Скнарина, автора знаменитой «Тачанки». Его пейзажи, особенно виды старого Ростова, необычайно проникновенны и романтичны. «Кто-то пишет природу, а мне ближе городской пейзаж. Мне в нем комфортней, — говорит живописец. — Я нахожу для работы старые уголки – это душа любого города. Мне нравится их настроение и состояние».
Юрий Александрович тонко чувствует историзм местности, каким-то непостижимым образом отражая самые притягательные приметы этой невидимой и трудноуловимой субстанции. Она присутствует в очаровательнейшем «Солнечном осеннем утре», в находящемся в «летнем» блоке «Старообрядческом храме» с высоким церковным куполом и домиком, похожем на казачий курень. Кстати, на деле оказалось, что никакого отношения к казачеству эта вещь не имеет. Картина появилась в результате всероссийского пленэра, участником которого был художник. Она написана в подмосковном Боровске – небольшом городке с десятью тысячами населения, где, как и когда-то в Азове, вершилась история. Здесь Наполеон принял решение уйти из России, в нем родился Малюта Скуратов, правая рука Грозного, жил и работал основоположник космонавтики Константин Циолковский.
Открытием стало для меня творчество Ольги Семченко. По первому образованию она живописец, по второму – график. А представленные этюды – переходная ступень от живописи к графике. «Запечатленные моменты жизни, — говорит о них автор. – Все художники пытаются найти свой стиль. Моя отличительная черта – я не люблю быть похожей на себя. Поэтому все мои работы очень разные. И по настроению, и технически, и пластически». Тем не менее, они легко узнаваемы. По выразительной пластике, по ритму и контрасту. Так, в «Иллюзии реальности» контраст светлого и темного придает изображению невероятный объем и драматичность, а главному персонажу – кактусу – даже какое-то величие, в паре с вазой — монументальность. Издалека, из-за близорукости мне даже почудилась вместо них скульптура льва. Один из любимых мотивов художницы – обнаженные ветви деревьев. И вот что поражает – какими бы они ни были на самом деле – по-зимнему некрасивыми, уродливыми после обрезки, глаз и рука художника делают их невероятно привлекательными. Одушевленными, с характером, историей, чувствами. Будто перед нами не пейзаж, не натюрморт вовсе, а портрет. Может быть, воплощенный таким неординарным способом портрет самой художницы.
Фотографии Сергея Крюкова, с которым мне удалось пообщаться на выставке, — тоже художественные полотна. Они выставлялись, отмечались на мероприятиях всероссийского и международного уровня. «Сердце родины» победило во всероссийском конкурсе. А автопортрет «Два художника» прежде демонстрировался в Нью-Дели и Ростовском музее изобразительных искусств. «Автор со своим близким другом художником Семченко Ольгой», — так подписана эта интересная вещь. На фоне 200-летней полуразрушенной церкви в поселке Несветай, ее как бы растворяющихся в ночи стен, пестрых от белых пятен известки, — полупрозрачные, «привиденческие» фигуры людей. Будто и церковь, и они находятся на зыбкой грани двух миров. Храм в силу обстоятельств, а вот по какой причине портретируемые — тайна. Каждый разгадывает и додумывает ее сам. Что касается моего восприятия, то мне пришел на ум отрывок из Кастанеды: «Быть недостижимым — значит бережно прикасаться к окружающему миру… оставаясь в нем ровно столько, сколько необходимо, и затем быстро уходить, не оставляя никаких следов…»
Мне понравилась эта, может быть, спонтанная многослойность в работах Сергея Крюкова, скрытая в них ирония, тяга к парадоксу. В общем, то, что он дает зрителю простор для открытий, размышлений и доброй улыбки.
В отдельном зале Надежда Суворова собрала для нас коллекцию пейзажей, подходящих под заявленную тему, передающих красоту природы нашей страны в разные сезоны, классиков донской живописи, П.С. Келлера, работавшего вместе с Лактионовым, Грабарем, Нестеровым, и И.И. Крылова, нашего знаменитого земляка, художника-передвижника, которому в 2025 году исполняется 165 лет.
— Трудно было бы представить лучший подарок азовчанам на новый год, чем подарить художественный оптимистичный взгляд на предстоящие нам двенадцать месяцев, — резюмировал церемонию открытия выставки директор АМЗ Евгений Мамичев. – Нам всем хочется, чтобы жизнь стала лучше. У нас много невзгод, проблем и недоразумений. Но когда мы смотрим на картины, оценивая наступивший год, мы вынужденно делаем это глазами художников, видим мир в ярких красках и верим в светлое будущее.