Ко мне стали приходить и встречать меня не только на улице, но и в общественных местах, и не только ветераны-строители, но и горожане.
Задают один и тот же вопрос: как решаются дела в администрации с концессией теплосетей?
Так вот, чтобы не отвечать каждому, я отвечу, что знаю и подразумеваю, и поэтому я пишу статью в нашу уважаемую всеми газету «Читайку».
13 февраля этого года я получила ответ из администрации, который готовил Роман Иванович Ткаченко, такого содержания: «Система теплоснабжения города приходит в негодность, изнашиваются теплотрассы, котельные. Для подачи тепловой энергии надлежащего качества необходимо строительство новых котельных, реконструкция и (или) модернизация объектов теплоснабжения. Муниципальное предприятие «Теплоэнерго» для выполнения данных задач не имеет финансовой возможности. По данному факту Азовская межрайонная прокуратура обратилась в суд с иском об обязании Администрации города Азова и Департамента имущественно-земельных отношений осуществить действия, направленные на заключение концессионного соглашения в отношении объектов теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения. Судом требования прокурора были удовлетворены. Решение вступило в силу 03.06.2023 года. Концессионное соглашение было подписано 19.12.2024 года всеми его сторонами: Администрацией г. Азова, МУП «Теплоэнерго», Министерством ЖКХ Ростовской области, ООО «Азовтеплоэнерго».
У меня возникли вопросы к этим решениям, а именно:
1. Почему не проводили публичные слушания по этому вопросу с населением города?
2. Почему прокуратура пошла по этому пути, она должна защищать права народа, а не частного бизнеса, именно концессионеров?
3. Почему не пригласили для консультаций специалистов – ветеранов этой отрасли?
Интересуясь всем этим, я попала на сайт РСТ и увидела там информационное письмо, выложенное в свободном доступе для его изучения, обсуждения и, естественно, утверждения в дальнейшем заседании, которое должно состояться в пятницу 28 февраля 2025 года. Не ведаю, как оно пройдет и будет ли проведено заседание по этому вопросу.
Вот краткое его содержание:
ООО «Азовтеплоэнерго» представило в РСТ для утверждения проект Инвестиционной программы в сфере теплоснабжения на 2025-2031 годы (далее – Инвестиционная программа) на общую сумму 981 296,08 тыс. руб. без НДС (1 177 555,3 тыс. руб. с НДС).
Источником финансирования мероприятий Инвестиционной программы являются собственные средства (амортизационные отчисления) и средства, привлеченные на возвратной основе.
Муниципальная система теплоснабжения города Азова (далее – система теплоснабжения), включает в себя 33 котельных общей установленной мощностью 124,59 Гкал/ч, тепловые сети общей протяжённостью в двухтрубном исчислении 50,05 тр. км (O50-500). Указанные основные производственные средства находятся в эксплуатации ООО «Азовтеплоэнерго» на основании Концессионного соглашения №1 в отношении объектов системы теплоснабжения муниципального образования «Город Азов» на период 2025-2039 годов.
С целью передачи по своим тепловым сетям и реализации тепловой энергии потребителям ООО «Азовтеплоэнерго» приобретает также тепловую энергию, произведённую котельной АО «АОМЗ» и ООО «Азовский морской порт».
Все котельные работают по закрытой схеме теплоснабжения, тепловые вводы абонентов и установленные на ИТП подогреватели горячей воды (частично) находятся на балансе теплоснабжающей организации. Топливом для всех котельных служит газ. Теплоноситель от теплоисточников — вода с температурой 95-70°С. Резервное топливо не применяется. Из 33 котельных 13 котельных — постоянно действующие, 20 — сезонные.
Подавляющее большинство муниципальных котельных и тепловых сетей морально и физически устарели и нуждаются в реконструкции (модернизации). Тепломеханическое оборудование котельных — в составе общего количества 125 котлов, из них 102 имеют значительный износ и прошли 15 ремонтных циклов, ремонты производились своими силами, без привлечения подрядных организаций, в связи с этим оборудование имеет низкий КПД.
Мероприятия инвестиционной программы ООО «Азовтеплоэнерго» разделены на следующие группы в соответствии с приказом Минстроя РФ № 16.02.2023 г. № 103/пр (перечень мероприятий, указанных в форме №2-ИП-ТС Инвестиционной программы: строительство новых объектов системы централизованного теплоснабжения, не связанных с подключением новых потребителей, в том числе строительство новых тепловых сетей). По данной группе планируется 7 мероприятий.
Целью мероприятий, предлагаемых для реализации в указанной группе, является выполнение требований законодательства и технических регламентов в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, исполнение предписаний Ростехнадзора в отношении эксплуатации встроенных подвальных котельных; уход от эксплуатации устаревших, неэффективных тепловых сетей большого диаметра и протяженности котельной №35 (Промышленная 5), имеющих износ до 90%, как следствие — снижение сверхнормативных потерь тепловой энергии; строительство замещающего источника теплоснабжения по покупной тепловой энергии. Вместо котельной АО «АОМЗ», ул. Промышленная, 5 — собственной котельной по адресу г. Азов, ул. Инзенская, з/у.
Реконструкция или модернизация существующих объектов в целях снижения уровня износа существующих объектов и (или) поставки энергии от разных источников.
По данной группе планируется 16 мероприятий. В результате реализации мероприятий инвестиционной программы планируется изменение следующих показателей:
1. Удельный расход топлива на производство единицы тепловой энергии, отпускаемой с коллекторов источников тепловой энергии (снижение НУР с 167,66 в 2025 году до 160,15 в 2031 году);
2. Удельный расход электрической энергии на транспортировку теплоносителя (снижение: в 2025 году – 0,45 кВт•ч/м3, в 2031 году – 0,37 кВт•ч/м3);
3. Экономический эффект от программы энергосбережения – 151 млн. руб. на конец реализации инвестиционной программы.
4. Кроме того, указано, что реконструкция будет происходить за счет средств амортизационных в размере 21 млн. руб. и 71 млн. руб. кредитных средств.
В соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 28.11.2013 №732 «О порядке взаимодействия органов исполнительной власти Ростовской области при утверждении инвестиционных программ организаций, осуществляющих деятельность в сфере теплоснабжения, и контроле за их выполнением» предоставленная Инвестиционная программа направлена на согласование в Министерство жилищно-коммунального хозяйства, Министерство промышленности и энергетики Ростовской области, Министерство экономического развития Ростовской области, Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области и Администрацию города Азова.
Так вот, анализируя это письмо, у меня снова много вопросов:
1. Почему такие суммы и чем это обоснованно?
2. Сколько Гкал в год произведут котельные, какой тариф, какая площадь квартир, тем более должен тариф быть разделен на МКД с установленными приборами учета тепловой энергии и МКД без таковых, а взимаемая плата с них идет по утвержденной норме.
3. Какие затраты и какая плановая прибыль, какая стоимость основных средств, учитывая тот факт, что 100% изношенность. Из какой суммы, определенной по средней или увеличенной в два раза в связи с расчетом по рыночной ценам, которые брались для начисления амортизационных расходов, связанных с производством и реализацией (подп.3 ст.253 п.3 ст.272 НК РФ), и какую именно их сумму включили для расчетов тарифа? Учитывая тот факт, что амортизация не участвует в ценообразовании, а только позволяет снизить налог на прибыль, и можно прогнозировать прибыль с учетом амортизации. Только в этом случае можно узнать, почему именно 21 млн руб. А почему не 101? Может в этом случае кредит и не нужен?
4. Зачем тогда концессия вообще. Есть МУП. Концессия ради концессии?
Мне понятно было бы, если была в этих расчетах строка с указанием собственных средств концессионера.
На 2025 год в плане инвестиций заложено 200 млн руб.
Эти средства, как я понимаю за счет потребителей, а именно населения и предприятий города?
В этом случае должно быть предусмотрено возмещение увеличения тарифа из бюджета населению, а именно субсидирование. У концессионера должны быть прямые инвестиции за счет собственных средств, а не кредита в банке, который сейчас выдают под большой процент.
5. По-моему, должен быть Общественный договор между концессионером и общественностью города Азова, который необходимо было обсудить на публичных слушаниях. И, естественно, должен быть общественный контроль за его деятельностью. А так — для чего же нужен концессионер? Такая производственная программа может быть и у МУПа.
6. Публичный договор концессии должны были опубликовать в местной печати, а именно в газете «Читай-Теленеделя».
Должно в городе все происходить для населения, а не для административной кучки, в том числе и депутатов городской Думы, где в настоящее время кипит вопрос утверждения зарплаты председателю думы. Тем более еще и зарплата директора школы имеется плюсом (от Юрия ГОЛУБЕВА: В этом Вы ошибаетесь — не будет дополнительной зарплаты). Общественная работа, на мой взгляд, не должна оплачиваться, только затраты на поездки за пределы города и пользование служебной связью. Вообще-то у Карасева стоит в кабинете телефон городской, зачем ему оплачивать сотовый? Думайте, господа, не о своих амбициях и карманах, а о народе, его будущем и будущем их детей и внуков.
Читайте, обсуждайте и пишите свои обращения в правительство области, дорогие азовчане.
P.S.: 28.02.2025 года было заседание общественного совета при РСТ онлайн, в котором принимал участие от Азова представитель. А кто именно, я не знаю, так как на табличке было написано просто «представитель». На этом заседании Валерий Сергеевич от общественной Торговой палаты поднял вопрос, почему отсутствуют в представленной информации для утверждения схемы теплоснабжения. Его поддержал и руководитель РСТ ЛукЬянов, так как именно этот документ является первоисточником расчета тарифа на тепло, а именно:
1. Планы расположения инженерных сетей от котельных к многоквартирным домам и предприятиям города и их протяженность.
2. Каким образом сделан расчет и обоснована потребность в 21 млн руб. на реконструкцию котельных, которая будет происходить за счет средств амортизационных именно в этом размере — 21 млн руб. и 71 млн руб. заемных или кредитных средств.
3. Заложены ли в тариф эксплуатационные расходы оборудования и инженерных сетей?
Ну и ряд вопросов, связанных с деталировкой расчета, кроме того, совет интересовал вопрос — учитывали ли концессионеры вопрос разницы тарифа между населением и фактического расчета, которую возмещает бюджет. Туда концессионер тоже должен возвращать эту разницу и из каких средств? Ну и так далее.
Сошлись на том, что дали время на подготовку всех замечаний, и в начале июля администрация и концессионер должны представить все в РСТ.
Но самое главное был задан вопрос, для чего понадобилась администрации города концессия? Ответа не было. По умолчанию. Была подсказка, что все можно было решить просто. Администрации подать заявку на участие в программу области именно по этой теме и получить оттуда под меньший процент помощь на все финансовые затруднения и оставить все в МУП, т.е. в Администрации города.
Кто же все-таки так заинтересован в приватизации теплосетей города Азова? И кто же так стремительно все это подготовил? Видимо, народу не узнать. Но итог этого концессионирования будет все же известен в июле этого года.
Председатель Фонда ветеранов-строителей Н.Н.Олексенко