СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2022   2023   2024   2025

«Весной я вспоминаю Диониса…»

О мифах Древней Греции слышали все. Они непреходящее наследие древности, как и христианство,

ставшие источником вдохновения для поэтов и художников. Но вряд ли кто из нас представляет, что в эпоху античности религия великой греческой цивилизации, а значит и «владения» жителей Олимпа распространялись далеко за ее пределами. И на нашей земле проходили те же самые религиозные действа — мистерии, что и в ее сердце. Археологические раскопки говорят, что здесь, в частности, поклонялись богу вина и виноделия Дионису…
Не так давно в сборнике «Причерноморье в античное и раннесредневековое время» была опубликована статья старшего научного сотрудника музея Н.И. Суворовой «Культ Диониса на Нижнем Дону», где анализируются археологические предметы, свидетельствующие о распространении дионисийских верований в античную эпоху в Северо-Восточном Приазовье.
Надежда Игоревна дала нашей газете интервью.
— В вашей работе говорится, что распространение дионисийского культа в Северном Причерноморье, вероятно, следует связать в том числе с появлением в регионе кочевых племен киммерийцев, которые, в свою очередь, восприняли его от фракийцев. Что символика культа в период существования греческих колоний (ближайшие к нам – Елизаветовское городище, Танаис и связанные с ним поселения, в том числе Крепостное и Подазовское городища на территории Азова) была популярна и среди негреческого населения. Чем эти верования, ассоциируемые прежде всего с весельем, приятным времяпрепровождением, могли привлечь воинственные кочевые племена?
— Дионис не просто земледельческий бог. У него много ипостасей. И дионисийские верования очень сложные. Философские. Прадионисийство возникло в эпоху бронзы, корнями уходит в то время, когда люди еще занимались скотоводством, совершался переход от кочевнического скотоводства к земледелию. Дионис еще считается хтоническим божеством — умирающей и воскресающей природы. Его культ затрагивал вопросы жизни и смерти. Главные вопросы философии, которые всегда были интересны людям – и в древности, и сейчас: почему мы здесь появились, для чего живем и что будет с нами дальше.
— Какие артефакты, говорящие о присутствии на Нижнем Дону дионисийских верований, хранятся в нашем музее?
— Во-первых, это симпосиальная керамика — скифосы, килики, которую использовали во время симпосиев (отсюда произошло слово «симпозиум» — З.С.) – пиршеств. Здесь следует отметить, что сами пиршества имели прямое отношение к Дионису. На симпосиумы приходили только мужчины, они пили вино из красивой керамики с изображениями на дионисийские сюжеты (например, менады, бегущей от сатира, — все это спутники Диониса), слушали флейтистов, а главное – беседовали, вели философские разговоры. Такую керамику греки подносили в виде даров скифским царям, ее находят в богатых воинских мужских захоронениях.
Это также статуэтка Кибелы, женского коррелята Диониса из эллинского храма 4 – начала 3 в. до н.э., обнаруженного при раскопках Елизаветовского городища. Дионис не существовал отдельно. У него были соправительницы: Артемида во Фракии, Кибела в Малой Азии и т.д. Не случайно его называют дважды рожденным, двуликим. Он двойственный бог: вроде бы и в этом мире, и под землей, и мужчина, и женщина. Его изначально наделяли женственными чертами.
В фондах музея хранятся фрагменты глиняных ритонов – сосудов для возлияний в виде головы и протомы коней. Фигурка Диониса, причем необычного – сидящего на корточках и похожего на египетского бога Бэса, весельчака, покровителя женщин, с курильницей на голове в виде цветка лотоса (еще один отсыл к Египту). Фрагмент бронзового рельефного горгонейона (так называют изображение головы Медузы Горгоны), найденный при раскопках на поселении Чумбур-Коса. Горгонейоны теснейшим образом связаны с дионисийским культом через Персея, в поединке с которым был обезглавлен Дионис, после чего произошло воскресение бога; в дионисийской мифологии отрубленная голова – фаллический символ.
Одно из ярких свидетельств существования дионисийского культа – фрагмент краснолакового блюда 2 в. н. э. со сценой жертвоприношения. Изображение жертвенного козла, шишки пинии, виноградных лоз говорит о дионисийском характере этого обряда.
В 2014 году в женском погребении некрополя Крепостного городища была обнаружена терракотовая статуэтка 1 в. н. э., изображающая юношу в длинном хитоне, опирающегося на герму Диониса. Вероятно, она представляла собой проводника в потусторонний мир. Возможно, это изображение подземного Гермия, спутника Диониса. В погребениях некрополя Крепостного городища были найдены также подвески в виде амфор и герм (это особый вид скульптур) Приапа, считавшегося сыном Диониса и Афродиты.
— Насколько велико было эллинское духовное влияние на кочевников и глубоко воспринят ими дионисийский культ?
— Делать вывод о полной эллинизации, конечно, нельзя, у каждого народа своя самобытная культура. Может быть археологические находки говорят больше об интенсивности греко-варварской торговли, указывают на смешение населения, эллинизацию верхушки общества, которая восприняла элементы греческой культуры. В сарматских захоронениях Ростовской области найдены предметы, относящиеся к дионисийскому культу: статуэтка Афродиты, глиняный фигурный сосуд для благовоний в виде барашка, серебряные фиалы с изображением Артемиды, Медузы Горгоны и животных дионисийского круга – льва, пантеры, оленя и собаки. Они хранятся в нашем музее.
Тем не менее, какие-то элементы дионисийства были близки кочевникам, они их могли перенять. Греки же, жившие в колониях, безусловно, поддерживали культ Диониса – вспомним храм Елизаветовского городища. В крупных городах Боспорского царства (оно, напомню, образовалось из греческих колоний в Крыму, на Тамани и Нижнем Дону) были даже святилища Диониса.
— В какой промежуток времени здесь существовал дионисийский культ?
— Самые ранние свидетельства его существования относятся к 7 веку до н. э. Самые поздние – к 3 в. н. э. С гибелью Танаиса исчез и он.
— Как он мог проявляться?
— Люди приходили в храм, делали жертвоприношения, могли обращаться к божеству с самыми разными просьбами. В Танаисе находят маски Деметры, Диониса эллинистического времени (2-1 вв. до н.э. и первые века н.э.). Такие маски подвешивали к деревьям на межах, чтобы привлечь божественную благодать. В домашних святилищах устанавливались статуэтки и те же маски. Как у нас иконы. И, конечно, культ этот был мистериальным. Т. е. проходили праздники с шествиями, пелись гимны.
— Дионис, как известно, бог вина и виноделия. Могло ли распространение его культа привести к выращиванию винограда на Нижнем Дону?
— Археологи не находят этому подтверждения. Здесь нет виноделен, тарапанов – емкостей со сливами, в которых давили виноград. Такие находки есть на Тамани и в Крыму. Вот там в античную эпоху в Боспорском царстве делали вино, может быть, продавали местным кочевникам. На Нижнем Дону климат не позволял заниматься виноградарством. Вино было привозным. Судя по остаткам амфор, в ранний период это было вино с острова Хиос со смолой – там, кстати, и до настоящего времени сохранена традиция добавлять смолу в вино и в конфеты; с Фасоса. Но более половины амфор, что находят на Елизаветовском городище, — гераклейские (с территории современной Турции). Видимо, гераклейское вино больше всего нравилось местным жителям – скифам, они пили его неразбавленным в отличие от греков. В более поздний период привозили вина с Родоса, синопское вино, опять-таки гераклейские вина.
— Почему вы решили исследовать именно эту тему?
— Все началось с изучения терракотовых статуэток. Многие из них относятся к дионисийскому культу. В итоге меня заинтересовал Дионис, его философия. Я стала читать древних философов, где упоминался древнегреческий культ, огромный труд «Дионис и прадионисийство» русского философа Вячеслава Иванова. Исследовать не только терракоту, но и другие предметы с дионисийской символикой — бронзовые статуэтки, светильники, серебряную и глиняную посуду, подвески, мраморный алтарь, посвятительные плиты и т.д.
— Чем привлекателен этот бог именно для вас?
— Во-первых, он очень веселый, жизнерадостный. Бог вина, виноградарства. Возрождающийся бог. Я очень люблю весну и поэтому, когда все начинает оживать, пробивается лоза, вспоминаю Диониса. Мне импонирует, что его связывают с женскими богами. Считают, одной из ступеней развития общества был матриархат. Не случайно с палеолита существовали женские фигурки, которые соотносят с культом плодородия. И в дионисийской религии мы можем увидеть перекличку с Деметрой, Афродитой, Кибелой.
Согласно философу А.Г. Дугину, который четко указал место Диониса в космогонии, Апполон – это Небо, все идеальное, что существует в мире. Кибела – это материя. А Дионис занимает промежуточное положение. Это феномен, явление. Он как бы примеряет и дух, и материю, что тоже в нем привлекает – его какая-то объединительная миссия. По Дугину, праздники Апполона – летние, Кибела – это зима, а Дионис – весна и осень.
— Если бы можно было сделать для себя копию с какой-нибудь находки, связанной с Дионисом, что бы вы выбрали?
— Наверное, найденную в Танаисе глиняную погремушку 1 в. н. э. Она сделана в виде люльки, в которой лежит младенец. Внутри глиняный шарик, потрясешь – гремит. Это не просто детская игрушка, а скорей всего шумовой музыкальный инструмент, который применялся во время дионисийских мистерий. На Балканах дионисийские праздники существовали долго, во время них выносилось корыто с младенцем – условная колыбель с новорожденным богом. Мне кажется, было бы интересно даже делать такие сувениры. Считается, что прадионисийство, а затем дионисийский культ, орфические учения легли в основу монотеизма и христианства в том числе. А также культ Деметры. Согласно одному из мифов, Дионис – сын Деметры. И если мы посмотрим, как греки изображали Деметру, увидим много схожего с образом Богоматери: руки, сложенные на груди, покрывало на голове.

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.