СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2022   2023   2024   2025

Нетуристическая Турция (4 часть)

...Отстояли очередь в кассу. Очень удивила цена – для местных стоимость 20 лир, а для иностранцев – 18 долларов (и это по всей Турции так),

у всех турок есть музейная карта, типа нашей Пушкинской. Кроме высокой цены, нас еще ждало разочарование — наличные доллары не принимают, расплатиться можно только картой или лирами — лиры у нас закончились, а российские карты здесь не работают! Что же делать? Зря поднимались, что ли? Но безвыходных ситуаций не бывает. Нужно найти человека, который расплатится картой, а мы ему наличные доллары отдадим. После нескольких опрошенных с помощью гугл-переводчика один мужчина без проблем согласился: купил нам билеты, а мы ему отдали наличку. Поднимаемся в монастырь (от кассы до входа нужно опять преодолеть крутые ступеньки).
Монастырь «Панагия Сумела» (ударения на «и» и на «а» и правильнее произносить Сюмела) был основан двумя афинскими монахами – Варнавой и Софронием в IV веке нашей эры. По легенде им приснился сон, в котором Дева Мария показала дорогу к «черной горе» (именно так переводится современное название вершины Карадаг с турецкого). В пещере на одном из крутых холмов этой горы монахам нужно было найти чудотворную икону. Они отправились в путь, нашли пещеру и построили в ней небольшой храм. Икона «Богородица Панагия Сумела», которую по легенде написал апостол Лука, стала одной из главных реликвий монастыря. В честь этого и появилось его название, которое с греческого переводится как «Святая дева с черной горы».
Монастырь долгое время был центром не только религиозной, но и образовательной жизни региона. Здесь работали учебные классы и была шикарная библиотека, наиболее ценные манускрипты из которой хранятся сейчас в Айя-Софии в Стамбуле.
За время своего существования монастырь неоднократно подвергался бандитским набегам и разрушениям. Первая большая реконструкция случилась с ним в VI веке по приказу императора Юстиниана. Однако современный вид он приобрел в XIII веке, когда в регионе была создана Трапезундская империя. Тогда-то и появилось главное фасадное здание монастыря, вмещающего на своей территории 72 жилых и учебных помещения, большую библиотеку, молельни, кухни и склады. Этот период был одним из самых успешных для монастыря.
В XV веке Трапезундская империя не устояла под натиском османов. Однако и тогда монастырь продолжил свою работу – османские султаны подтвердили и сохранили его привилегии. Ну, а в XVIII–XIX веках здесь прошла серия реставраций, которая позволила сохранить место до наших дней.
К началу XX века «Панагия Сумела» стала одной из главных православных святынь. Ежегодно сюда приезжали тысячи паломников и туристов. Всё изменилось с началом Первой мировой войны и последовавшей за ней борьбой за независимость в Турции. На черноморском побережье страны начались гонения на понтийских греков. Монахам «Панагии Сумелы» предписывалось покинуть регион. Святыни, находившиеся в монастыре, включая икону «Богородица Панагия Сумела», удалось сохранить, закопав во дворе соседнего монастыря «Айя-Варвара». В 1931 году турецкое правительство разрешило вывезти их в Грецию. После долгих лет нахождения в Афинском музее, в 1950-х годах икона была перенесена в новый монастырь, построенный в городе Верия на севере Греции. Ну, а история трабзонского монастыря «Панагия Сумела» как религиозного учреждения на этом прекратилась.
На протяжении нескольких веков монастырь Панагия Сумела был святыней не только для понтийских греков, но и христианства всего мира, однако турецкие власти враждебно относились к православному паломничеству. Впервые оно стало возможным только в 2007 году. В 2010 году Министерство культуры Турции по просьбе Вселенского патриарха дало согласие на проведение в монастыре Панагия Сумела первого с 1922 года богослужения. 15 августа 2010 года, в день Успения Пресвятой Богородицы, Вселенский Патриарх Варфоломей I возглавил литургию в монастыре при стечении нескольких сотен паломников из разных стран.
Сегодня Вербное воскресенье, и удивительно, что мы в такой большой праздник попали в это святое место.
Все помещения монастыря вырублены в скале – монашеские кельи, кухня, библиотека. Монастырь имеет три основных этажа и представляет собой лабиринт из различных помещений, которые выдолблены в скале.
В центре внутреннего дворика находится храм, украшенный фресками 14-15 веков с изображением библейских сцен снаружи и внутри. К сожалению, лица святых, до которых можно было дотянуться, варварски повреждены фанатичными мусульманами (мусульмане считают христиан язычниками, так как они поклоняются иконам, что в исламе приравнивается к идолопоклонству. Для мусульманина непозволительно видеть чей-то лик на стене храма/мечети. Поэтому в мечетях разрешены только орнаменты или растительные мотивы. Изображение людей и животных под строгим запретом), многие фрески исцарапаны надписями. Очень тяжело на это смотреть. И вряд ли турки будут реставрировать поврежденные фрески – никаких следов работ не видно, кроме натянутой сетки на скалу, чтобы камни не падали на головы туристам… И не зазорно брать немалые деньги за посещение святого места, демонстрируя всему миру варварство своего народа.
Мы еще побродили по лабиринтам монастыря и пошли обратно.
Перед подъемом к этому монастырю, находится еще один храм – Айя-Варвара. Именно на его территории были зарыты святыни после переселения монахов в Грецию. Внутрь зайти нельзя, но зато здесь есть смотровая площадка, откуда открывается потрясающий вид на скальный монастырь. Очередь стоит из желающих запечатлеться на этом фоне.

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.