...Отстояли очередь в кассу. Очень удивила цена – для местных стоимость 20 лир, а для иностранцев – 18 долларов (и это по всей Турции так),
у всех турок есть музейная карта, типа нашей Пушкинской. Кроме высокой цены, нас еще ждало разочарование — наличные доллары не принимают, расплатиться можно только картой или лирами — лиры у нас закончились, а российские карты здесь не работают! Что же делать? Зря поднимались, что ли? Но безвыходных ситуаций не бывает. Нужно найти человека, который расплатится картой, а мы ему наличные доллары отдадим. После нескольких опрошенных с помощью гугл-переводчика один мужчина без проблем согласился: купил нам билеты, а мы ему отдали наличку. Поднимаемся в монастырь (от кассы до входа нужно опять преодолеть крутые ступеньки).
Монастырь «Панагия Сумела» (ударения на «и» и на «а» и правильнее произносить Сюмела) был основан двумя афинскими монахами – Варнавой и Софронием в IV веке нашей эры. По легенде им приснился сон, в котором Дева Мария показала дорогу к «черной горе» (именно так переводится современное название вершины Карадаг с турецкого). В пещере на одном из крутых холмов этой горы монахам нужно было найти чудотворную икону. Они отправились в путь, нашли пещеру и построили в ней небольшой храм. Икона «Богородица Панагия Сумела», которую по легенде написал апостол Лука, стала одной из главных реликвий монастыря. В честь этого и появилось его название, которое с греческого переводится как «Святая дева с черной горы».
Монастырь долгое время был центром не только религиозной, но и образовательной жизни региона. Здесь работали учебные классы и была шикарная библиотека, наиболее ценные манускрипты из которой хранятся сейчас в Айя-Софии в Стамбуле.
За время своего существования монастырь неоднократно подвергался бандитским набегам и разрушениям. Первая большая реконструкция случилась с ним в VI веке по приказу императора Юстиниана. Однако современный вид он приобрел в XIII веке, когда в регионе была создана Трапезундская империя. Тогда-то и появилось главное фасадное здание монастыря, вмещающего на своей территории 72 жилых и учебных помещения, большую библиотеку, молельни, кухни и склады. Этот период был одним из самых успешных для монастыря.
В XV веке Трапезундская империя не устояла под натиском османов. Однако и тогда монастырь продолжил свою работу – османские султаны подтвердили и сохранили его привилегии. Ну, а в XVIII–XIX веках здесь прошла серия реставраций, которая позволила сохранить место до наших дней.
К началу XX века «Панагия Сумела» стала одной из главных православных святынь. Ежегодно сюда приезжали тысячи паломников и туристов. Всё изменилось с началом Первой мировой войны и последовавшей за ней борьбой за независимость в Турции. На черноморском побережье страны начались гонения на понтийских греков. Монахам «Панагии Сумелы» предписывалось покинуть регион. Святыни, находившиеся в монастыре, включая икону «Богородица Панагия Сумела», удалось сохранить, закопав во дворе соседнего монастыря «Айя-Варвара». В 1931 году турецкое правительство разрешило вывезти их в Грецию. После долгих лет нахождения в Афинском музее, в 1950-х годах икона была перенесена в новый монастырь, построенный в городе Верия на севере Греции. Ну, а история трабзонского монастыря «Панагия Сумела» как религиозного учреждения на этом прекратилась.
На протяжении нескольких веков монастырь Панагия Сумела был святыней не только для понтийских греков, но и христианства всего мира, однако турецкие власти враждебно относились к православному паломничеству. Впервые оно стало возможным только в 2007 году. В 2010 году Министерство культуры Турции по просьбе Вселенского патриарха дало согласие на проведение в монастыре Панагия Сумела первого с 1922 года богослужения. 15 августа 2010 года, в день Успения Пресвятой Богородицы, Вселенский Патриарх Варфоломей I возглавил литургию в монастыре при стечении нескольких сотен паломников из разных стран.
Сегодня Вербное воскресенье, и удивительно, что мы в такой большой праздник попали в это святое место.
Все помещения монастыря вырублены в скале – монашеские кельи, кухня, библиотека. Монастырь имеет три основных этажа и представляет собой лабиринт из различных помещений, которые выдолблены в скале.
В центре внутреннего дворика находится храм, украшенный фресками 14-15 веков с изображением библейских сцен снаружи и внутри. К сожалению, лица святых, до которых можно было дотянуться, варварски повреждены фанатичными мусульманами (мусульмане считают христиан язычниками, так как они поклоняются иконам, что в исламе приравнивается к идолопоклонству. Для мусульманина непозволительно видеть чей-то лик на стене храма/мечети. Поэтому в мечетях разрешены только орнаменты или растительные мотивы. Изображение людей и животных под строгим запретом), многие фрески исцарапаны надписями. Очень тяжело на это смотреть. И вряд ли турки будут реставрировать поврежденные фрески – никаких следов работ не видно, кроме натянутой сетки на скалу, чтобы камни не падали на головы туристам… И не зазорно брать немалые деньги за посещение святого места, демонстрируя всему миру варварство своего народа.
Мы еще побродили по лабиринтам монастыря и пошли обратно.
Перед подъемом к этому монастырю, находится еще один храм – Айя-Варвара. Именно на его территории были зарыты святыни после переселения монахов в Грецию. Внутрь зайти нельзя, но зато здесь есть смотровая площадка, откуда открывается потрясающий вид на скальный монастырь. Очередь стоит из желающих запечатлеться на этом фоне.