СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2022   2023   2024   2025

Со скипетром в руке

«То, что вчера казалось доказанным, ныне опровергнуто», — эту книжную фразу можно было бы взять эпиграфом к еще одной моей беседе

со старшим научным сотрудником музея Н.И. Суворовой. Скрупулезный исследователь, не так давно она закончила длившуюся около полугода работу, результаты которой позволяют внести существенные коррективы в информацию об одном древнем погребении в районе красногоровских дач, а также в содержание витрины в «золотой комнате» АМЗ с артефактами из него.
Наиболее внимательные посетители «золотой комнаты» давно замечали несоответствие между сделанной на раскопках 1989 года фотографией, запечатлевшей местонахождение золотых бляшек на костяке (единственное, что осталось от истлевшей одежды), диктующее вполне ясно их расположение на рубахе и в определенной степени — ее покрой, с одеждой на модели, реконструированной согласно книге С.А. Яценко «Костюм древней Евразии».
И.В. Гудименко, автор упомянутых раскопок, предложил Надежде Игоревне вплотную заняться этой проблемой. Итогом обращения к ранее изученному памятнику стало не только уточнение фасона платья, даты погребения, но также определение статуса представителя аланского племени, останки которого пролежали в азовской земле около двух тысяч лет!
Во избежание путаницы отмечу, что названия древних народов – аланы, сарматы, которые встречаются в разговоре, являются синонимами.
— Надежда Игоревна, почему вас заинтересовал этот вопрос?
— Женский и мужской сарматский костюм, конская упряжь были предметом моего изучения еще в годы учебы в университете. В «золотой комнате», например, висит рисунок-реконструкция женского платья из погребения в Новоалександровке, сделанный мной на первом курсе.
С.А. Яценко писал огромную книгу, обрабатывал большой объем информации и какие-то детали упустил. По нашему комплексу текст не соответствует изображению предложенной реконструкции. Поэтому и возникло желание уточнить, ориентируясь на отчет, полевые чертежи, полевой дневник И.В. Гудименко.
— Алан покоился в одном из курганов в районе Красногоровки. Сколько их в могильнике? Когда они появились?
— В могильнике около 30 курганов – они находятся при выезде из Азова справа. Не все исследованы и раскопаны. Часть из них появилась еще в эпоху бронзы, в 4 тысячелетии до н.э. А сарматы – многочисленные кочевые народы – обитали от Алтая до Дуная в период с 4 в. до н.э. по 4 в. н.э. Они видели древние курганы, относились к ним с пиететом, понимая, что это погребальные памятники, и совершали в них впускные погребения. Их появление связывают со второй волной миграции аланов, обогатившихся во время похода в Закавказье в 72 г. н.э. и оставивших здесь элитные захоронения.
— То есть, исследованная могила – подзахоронение. Что она из себя представляла?
— Боковую прямоугольную камеру полметра высотой с остатками дощатого настила. Она не была разграблена, потревожена. Золотые нашивные бляшки, украшавшие когда-то одежду сарматского воина, были обнаружены in situ (то есть, в первоначальном, естественном состоянии), что и позволило выполнить реконструкцию.
— О чем рассказал инвентарь? Что за человек был умерший?
— Обилие предметов говорит, что человек знатный. При раскопках найдены не только штампованные золотые бляшки, украшавшие одежду, но и железный кинжал с навершием в виде бусины из горного хрусталя, с остатками ножен из кожи красного цвета, символизировавшего власть и богатство (в письменных источниках говорится, например, что в качестве приданого сарматкам давали красные сапоги).
Ножны кинжала были декорированы золотыми пластинами — это парадное оружие. Оно встречается во многих сарматских памятниках.
Был еще нож в футляре из красной кожи с костяной ручкой, изображающей парфянского царя Вологеза I, который правил в 51-78 гг. н.э. Нож мог быть военным трофеем. Поход аланов в Закавказье совершался против бывшей под римским протекторатом Армении и Мидии Антропатены, входившей в Парфянское царство. Мидийским царем был Пакор, брат парфянского царя Вологеза I. В Армении царствовал второй брат Вологеза I Тиридат. Известно, что из похода аланы возвратились с богатой добычей. Очевидно, оттуда и был привезен нож, может быть подаренный Вологезом I одному из своих братьев.
Именно нож с портретной рукоятью позволяет уточнить дату погребения. У аланского воина он мог оказаться не раньше похода 72 г. н. э. Даже если принять во внимание его участие в этом походе в молодом возрасте (20-30 лет), погребение можно датировать 70-90 гг. н. э.
Также в захоронении находились элементы конной упряжи — значит погребенный был конным воином. О его высоком статусе свидетельствует крупная хрустальная двадцатигранная бусина, которая могла служить навершием истлевшего деревянного скипетра – принадлежности скипетродержца (или скептуха), стоящего во главе «скептухии», административно-территориальной единицы. По своему социальному рангу скептухи были ниже царей, но действовали как независимые правители и военные предводители.
Возраст погребенного воина антропологи определили в районе 45-50 лет. Для середины I века, когда средняя продолжительность жизни составляла 25-30 лет, это был пожилой человек. Достаточно высокий – около 1.7 м.
— Расскажите об этапах реконструкции.
— Она началась с диадемы. Было прослежено, как лежат бляшки. Часть из них находилась под черепом – они нашивались на концы, а обнаруженные выше черепа – на лобную часть.
Сарматская одежда схожа с парфянской, что объясняется соседством двух народов. Родина аланов – территория северного Афганистана, а Парфия располагалась там, где сейчас находятся Иран, Киргизия, Узбекистан. И на монетах парфянских царей Вологеза I, его брата Пакора, сарматского царя Фарзоя мы увидим такую же диадему – она имела длинные концы, завязывалась на бант, тоже расшитый бляшками. Точно такой головной убор присутствует на рельефном изображении Вологеза I на костяной рукояти ножа в захоронении.
Сохранились золотые нити – значит диадема представляла собой полоску из золотой парчи. Бляшки (их несколько видов) имеют дополнительные отверстия, утраты, трещины. Они не единожды нашивались на одежду.
Рубаха была расшита двумя видами бляшек – вдоль плеч, по вороту, впереди посередине, по низу — и составляла с диадемой единый костюм. Доходила до середины бедра, имела длинные узкие рукава, а в нижней ее части в 20 см друг от друга существовало, очевидно, два вертикальных разреза высотой до 20 см, прослеженных благодаря расположению нашивных бляшек. Они функционально необходимы для удобства при ходьбе и сидении.
Подпоясывалась одежда тонким поясом с пряжкой из недрагоценного металла, ворот застегивался бронзовой фибулой.
— А штаны, сапоги?
— Нижняя часть одежды не имела нашивных бляшек, не поддается реконструкции, и можно лишь предполагать, как она выглядела. По-видимому, штаны были заправлены в сапоги. На парфянских скульптурах, рельефах, статуэтках можно увидеть штаны разной ширины и сапоги.
P.S. Последним шагом в возвращении из небытия облика древнего воина – на коне, со скипетром в руке, сильного, мощного, неукротимого — стала работа музейного художника Светланы Гупал. Образ получился эффектный. Пусть с натяжкой, но вполне к месту здесь были бы пушкинские строки: «С дружиной своей, в цареградской броне, Князь по полю едет на верном коне».
Между прочим, потомками древних алан считают себя осетины. И республику свою назвали Алания, и неоднократно обсуждали замысел именоваться аланами официально.

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.