В начале апреля мир облетела весть: американская компания Colossal Biosciences «воскресила» ужасных волков (Aenocyon dirus),
живших на территории Северной Америки более 10 тысяч лет назад. Ученые смогли восстановить геном из двух окаменелостей: 13-тысячелетнего зуба из Огайо и 72-тысячелетней ушной кости из Айдахо. Затем они внесли в геном несколько мутаций. Полученные клетки поместили в яйцеклетки домашних собак. Итогом эксперимента стали трое щенков. Симпатичных и белых как снег. Таких же, как их дальние сородичи, жившие в ледниковую эпоху.
Их стали звать лютоволки, потому что именно под таким названием животные выведены в сериале «Игра престолов».
Следующий исчезнувший вид, который компания планирует восстановить, - мамонты. Также в планах воссоздать тасманийского тигра. Попытка возродить птицу додо уже была, и закончилась она неудачей.
К произошедшему многие ученые относятся скептически и критически. Никто никого не возрождал, заявил один генетик, просто сделали трансгенного серого волка: «Из 20 тысяч генов исправлено всего полтора десятка. Другое дело, если бы целиком геном был заменен». Непонятно, сообщил он, каким будет потомство у воскрешенных лютоволков: «Это как у «Гидрометцентра» о погоде спрашивать».
Действительно, эксперимент вызывает множество вопросов. Насколько ближе стала возможность увидеть вживую древнюю фауну, гуманно ли это по отношению к самим вымершим животным, к природе и как может аукнуться нам.
А еще мне стало любопытно: кто из доисторических хищников, живших на нашей территории, красивых, сильных, эффектных, мог бы стать в очередь на второе рождение. За ответами я отправилась в наш, изобилующий палеонтологическими экспонатами, музей к заведующей отделом природы и палеонтологии Г.И. Тимониной.
- Не нами создано – не нам восстанавливать, - считает Галина Ивановна. – Ушедшие виды уже, мне кажется, не вернуть. Нужно сохранять что есть, а не тратить миллиарды на восстановление вымерших видов. Очень, конечно, хочется посмотреть, как все это выглядело… Но сейчас такие технологии, что можно воскрешать компьютером, а не в естественных условиях.
Подобные воскрешения требуют, по мнению научного сотрудника АМЗ, и воссоздания их среды обитания. Тех животных, на которых охотились древние хищники. Той флоры, которая кормила доисторических травоядных. Где, к примеру, будет пастись мамонт в природных условиях - не на возделываемых же полях? «Мы вмешиваемся в естественный процесс появления и вымирания видов, - убеждена Тимонина. – Природа сама знает, сколько ей нужно хищников, сколько травоядных, а мы хотим нарушить баланс. Моя точка зрения – не трогайте. Пусть идет как идет».
Подобные эксперименты могут обернуться и против самого человека – вспомним «Парк юрского периода». Мы же не знаем, как поведут себя вернувшиеся из небытия звери. Насколько они будут агрессивны. Предположения и догадки – вот весь наш арсенал.
Да и говорить о полноценном воскрешении видов рано. Для этого нужна живая ДНК. В ископаемых останках, пролежавших тысячи и миллионы лет, органики нет вовсе. Она сохраняется в условиях вечной мерзлоты, но и в этом случае ДНК фрагментирована.
Ну, а если все же предположить, что воссоздание доисторических животных – процесс исключительно положительный, кто из хищников все же мог бы рассчитывать на второй шанс в первую очередь, составив конкуренцию эффектной внешностью, повадками, другими выдающимися особенностями тем же белокурым лютоволкам, которых, кстати говоря, уже вовсю тискает Джордж Мартин, автор цикла романов «Песнь льда и пламени», положенных в основу «Игры престолов»? Есть такие? – Да, безусловно. Лучше псовых могут быть только кошки. Большие кошки! Самые красивые и грациозные хищники. Да еще и саблезубые!
Читатель, вероятно, слышал такие названия саблезубых кошачьих, как махайрод и смилодон. Однако смилодонов у нас не водилось – у них американская прописка. А в нашей местности (и далеко за ее пределами) обитала кошка под названием гомотерий, что в переводе означает «такой же зверь».
Поначалу гомотерия отнесли к махайродам – отсюда странное название, и потом уже, когда оно прижилось, выяснилось, что между ними есть отличия. Например, у гомотерия верхние клыки меньше, чем у его «родственников», они располагались не за пределами ротовой полости, а прятались в мягких складках губ.
Появились гомотерии 2.5 млн лет назад, а вымерли около 35 тысяч лет назад. Жили, в отличие от одиночек-смилодонов, прайдами – это уже доказано, то есть, вели коллективный образ жизни. Охотились на крупнейших травоядных – слонов, носорогов.
По размеру и весу были примерно как львы, может быть, чуть больше: высотой 1.2 м в холке, длиной около двух метров, весом от 200 до 270-280 кг. Имели короткий, будто купированный, хвост. Когти не втягивали, как собаки. Были необычайно выносливы и в охоте полагались не на скорость и маневренность, а затяжное преследование жертвы – загоняли до изнеможения. Кроме хорошо развитых клыков у них были мощные передние зубы (более впечатляющие, чем у львов, тигров и даже клыкастых смилодонов) – для удержания добычи. По одной из версий, они сначала забивали животное, а потом, используя резцы, утаскивали его подальше от конкурентов – других больших кошек, прочих хищников и первых представителей рода человеческого…
Гомотерии были достаточно широко распространены. В 2024 году в Якутии, близ реки Индигирки, была обнаружена мумия котенка Homotherium latidens - мордочка и передняя часть возрастом 36 тысяч лет (чем не исходный материал для воссоздания саблезубов?).
Наш музей обладает одной из самых внушительных коллекций ископаемых останков этих удивительных клыкастых созданий. В нее входят шесть фрагментов нижних челюстей. Один из них (относится к Homotherium latidens) найден в Семибалках, остальные пять - в Ливенцовском песчаном карьере на западной окраине Ростова.
В витринах выставлена и семибалковская находка, и челюсть Homotherium crenatidens из Левенцовки. Левенцовская кошка была больше семибалковской – 270 кг против 200 кг, хотя, быть может, это не особенность вида, а проявление полового деморфизма (когда мужские особи больше женских).
Существует т.н. сателлитная (от англ. satellite — спутник) теория, главные герои которой - саблезубые кошки и наши далекие предки. Согласно ей, жившие в Африке – колыбели человечества - древние люди были пищевыми сателлитами саблезубов, которых выдающаяся челюсть наградила одной не самой приятной особенностью: возможностью питаться лишь мягкими частями добычи. Сухожилия и кости, разжевать которые им было не под силу, поначалу доставались гиенам. Кошки вели дневной образ жизни, гиены ночной.
А после между ними в пищевую цепочку вклинился человек, который, подобно саблезубам, бодрствовал днем (то есть, видимо, успевал экспроприировать остатки пищи до того, как проснутся гиены).
Так, доедая за кошками, мы привыкли есть мясо. И, когда по какой-то причине они стали вымирать и уходить с африканского континента, 2-2.5 млн лет назад человек последовал за ними в Евразию, где со временем расселился. Между прочим, артефакт самого раннего пребывания древнего человека на Дону (больше 2 млн лет назад) происходит из Ливенцовского карьера. Это кость со следами от каменных орудий. Причем зарубки сделаны не по ископаемой, а по свежей кости. В том же песчаном карьере найдены и описаны кости 83 видов животных, в том числе, как уже говорилось, кости гомотерия. На Таманском полуострове на Кубани обнаружена стоянка древнего человека Богатыри/Синяя балка (возрастом 1.4 млн лет), где встречаются уже не только следы на костях, но и орудия труда. Очень много костей животных – слонов, носорогов, к примеру, отсюда происходит экспонируемый в нашем музее единственный в мире скелет кавказского эласмотерия. Несколько лет назад на Тамани обнаружили костные остатки гомотерия. То есть, человек – это уже доказано - появился в Евразии не 900 тысяч лет назад, как было принято считать, а много раньше (второй памятник, подобный таманскому, находится в Дагестане). И жизнь его уже тогда пересекалась с жизнью кошки, правда не домашней, а большой, саблезубой и очень опасной!