...Еще из 5 в. до нашей эры история донесла письменное свидетельство античного писателя:
"...в населенных местах дома построены под землей. Входы домов были узкими, как горло колодца. Однако внутренние помещения были довольно просторными...
Животных тоже содержали в вырезанных подземельных пристанищах, для них были сооружены специальные дороги. Дома незаметны, если не знаете входа, но люди входили в эти пристанища по лестнице. Внутри содержали овец, козлят, ягнят, коров, птиц. Местные жители в глиняных сосудах делали пиво из ячменя, при жажде пили со дна сосуда из соломинки, затем наполняли сверху водой. Пиво это было крепким, кроме того, виноград здешних мест очень хорош для вина, и жители в колодцах делали вино…"
С давних времен Каппадокия лежала на пути торговых сообщений. Благодаря этому, населенные пункты жили достаточно богато, что делало их лакомым куском для желающих обогатиться за их счет. Набеги совершались постоянно.
Местные жители придумали очень оригинальный выход – прятаться со всеми богатствами, домашней живностью под землей, в огромных подземных городах, куда вмещалось по несколько десятков тысяч человек. Там было всё: жилые помещения, стойла для скота, церкви, часовни, кухни, колодцы, кладбища, хранилища, вентиляции и даже винодельни, т.е всё, что позволяло людям вести нормальный образ жизни. В таких городах люди спокойно могли укрываться по несколько месяцев. Местные туфовые почвы очень даже способствовали возникновению таких городов.
На данный момент в Каппадокии известно около 200 подземных городов, рассчитанных на число жителей от нескольких сотен до десятков тысяч человек. Более или менее изучено около 30. Известно, что некоторые города уходят на 20 этажей вниз. Но из-за обвалов, грязи они непроходимы. Хотя как раз там-то, наверняка, и хранились сокровища...
Подошли к кассе и купили билеты – по 13 евро за одного. Туристические группы идут с гидом, ну а мы пошли одни.
Юрий ГОЛУБЕВ: Гиды говорят на турецком, английском и других языках. На всех, кроме русского! А русские здесь основные клиенты. Ну и смысл платить за гида?
Оксана ГОЛУБЕВА: Вместе с нами заходила группа индийских туристов. Мы их по-быстренькому обогнали, чтобы без толпы всё осмотреть. Тем более, что для самостоятельных путешественников есть указатели-стрелочки двух цветов на стенах: красные — идти вперед, а синие указывают на выход.
Подземный город Каймаклы был обнаружен в 1964 г. и открыт для публики лишь в 1974 г. До сих пор раскопано только 8 этажей, и никто не знает, сколько их на самом деле. Каймаклы соединен 9-км тоннелем с другим большим подземным городом – Деринкую (он закрыт).
Для посещения открыто лишь 4 этажа. Этот подземный город мог вместить до 15 тысяч человек одновременно! Первый уровень возник еще в хеттские времена, наибольшее развитие получил примерно в 9 веке.
Внутри довольно интересно – выдолбленные комнатки, лесенки, как будто в гостях у подземных гномов. Все подсвечено. В каждой из комнат выдолблены ниши для сна, а также различные кладовые для хранения продуктов и вещей. Все уровни города соединялись хорошо спланированной системой вентиляции. Вентиляционные колодцы достигали нескольких десятков метров в высоту и были устроены таким образом, что в случае поджога или пожара дым не опускался ниже верхних ярусов.
Мы переходили из одного помещения в другое, мне всё нравилось, пока перед нами не возник узкий-преузкий, да вдобавок, низкий и очень длинный коридор-переход из одного зала в другой. Был он узкий и низкий настолько, что проходить его нужно лишь согнувшись пополам – спиной уткнувшись в потолок.
Глядя с опаской на этот проход, мне что-то расхотелось туда идти. Но Юра спокойно его прошел, вернулся обратно и сказал, что ничего страшного нет. Ну ладно, если он прошел первый и вернулся, то и я за ним пойду. Пошли...
Мне казалось, что я иду по этой узкой и низкой щели, точнее сказать — мышиной норе, целую вечность. Посередине пути есть небольшой зальчик — место, где можно стать в полный рост, но место очень узкое, как будто ты в колодце стоишь. Вторую часть пути я лезла уже с жуткой паникой, что, если вдруг мне в данную секунду станет плохо, то я не смогу тут выпрямиться, чтобы расправить плечи и воздуха глотнуть. Когда я вышла из этого туннеля в просторное помещение, мне стало совсем плохо – у меня тряслись руки, мне не хватало воздуха, и казалось, что я сейчас здесь и умру.
Я сняла кофту, стараюсь глубоко дышать, Юра на меня дует, а мне плохо и страшно еще оттого, что вокруг никого нет и мы одни в этом подземелье, пугает неизвестность – сколько ещё идти, что там впереди и как быстро выбраться обратно. Даже не подозревала, что такое бывает. Я, конечно, боюсь замкнутых пространств, но не думала, что это так проявляется.
Если бы рядом были люди или человек, знающий, где быстрая дорога к выходу, и если бы я знала, что дальше не будет таких узких проходов, я бы может успокоилась и дальше пошла. Но никого нет.
Юра заглянул в следующее помещение – там такой же низкий туннель. От этого мне еще хуже стало, я понимаю, что не смогу пройти ни туда, ни обратно, тем более, что обратно нужно подниматься, а не спускаться. А еще я начинаю понимать, что если тут умру, то как меня Юра отсюда тащить будет? Поэтому, нужно идти вперед, наверняка там выход. Я взяла себя в руки, восстановила дыхание, и мы полезли во второй туннель. Тут нам навстречу ползут два парня – туннель узкий, двоим не разойтись. Мы у них спрашиваем: exit (выход) там? Они машут: «no exit» — идите обратно, выход только там. Мы развернулись и пошли обратно. Нужно теперь опять пройти по этому проходу. А тут и индийская группа ползет, в буквальном смысле – кто на четвереньках, кто на присядках,...