СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2022   2023   2024   2025

Реквием по ростовской студии кинохроники

остов-на-Дону может стать киноплощадкой с характером – городом, где рождаются истории.

Но пока этот потенциал скрыт за нехваткой внимания, поддержки и площадок для самовыражения. Что мешает региональному кино пробиться сквозь шум столиц? Есть ли у местных авторов шанс быть услышанными?
Я отправляюсь искать ответы – в диалогах с режиссерами, экспертами и теми, кто верит: большое кино может начаться и с малого города.
Ростовская студия
кинохроники
Создание настоящего невозможно без обращения к прошлому. История кино в Ростове-на-Дону оказалась куда масштабнее, чем можно предположить. Архивные материалы рассказывают о времени, когда кинопросмотры были важной частью жизни: семейные походы в кинотеатры превращались в события, оставляли след в памяти, формировали особую культурную атмосферу.
Чаще всего киносеансы начинались с показа киножурнала ростовской студии кинохроники «По Дону и Кубани». Это были короткие фильмы о трудовых буднях людей, достижениях в сельском хозяйстве и промышленности, спортивных успехах местных жителей, а также о культурных событиях.
Сама ростовская студия кинохроники больше чем за 80 лет своего существования выпустила более двух тысяч киножурналов.
Начало кинематографа на Дону
В 1924 году было принято постановление «О реорганизации кинодела», в котором говорилось, что нужно развивать кино в нескольких направлениях: ввозить из-за границы подходящие фильмы, создавать собственные советские фильмы, развивать прокат и восстанавливать старые кинотеатры, а также создавать передвижные киногруппы для сельских районов.
Одним из ключевых событий в истории донского кинематографа стало создание в 1924 году киностудии «Кинокомсомол» – первой в Ростове-на-Дону. Её основал режиссер и драматург Мануэль Большинцов, а поддержку в этом начинании оказал актер Александр Грисенко, будущий герой войны. Именно с этого момента начинается отсчет организованного кинопроизводства на Дону – с инициативы, энтузиазма и веры в силу кино.
Сначала студия «Кинокомсомол» снимала художественные фильмы. Одним из первых стал фильм «Похождения Ваньки Гвоздя». Позже направление изменилось – студия начала работать в жанре агитационного и пропагандистского кино. Например, по заказу ростовского земельного управления был снят фильм «Борьба за урожай». Его цель – рассказать о важности сельского хозяйства и помочь улучшить работу в этой сфере.
Студия «Кинокомсомол» просуществовала недолго, но её значение для донского кинематографа трудно переоценить. Уже к 1925 году она была хорошо оснащена и организована, а её фильмы по качеству не уступали столичным. Это стало важным шагом – кинопроизводство на Дону начало развиваться как самостоятельное и перспективное направление.
В 1927 году на базе «Кинокомсомола» был создан Северо-Кавказский отдел «Совкино». Студия запустила выпуск нового киножурнала «Северный Кавказ», который стал заметным культурным проектом для региона. Журнал выходил ежемесячно и рассказывал о жизни Ростова и окрестностей. Именно 27 марта 1927 года можно считать датой рождения будущей ростовской студии кинохроники – кинофабрики «Совкино».
Кино в период Великой
Отечественной войны
Когда изучаешь архивы, обнаруживается множество интересных страниц, связанных с восстановлением донской киноиндустрии после Второй мировой войны. В начале 1941 года главным инженером областного управления кинофикации стал Авраам Дербаремдикер. В октябре того же года, во время эвакуации, он получил задание отправить в город Орджоникидзе вагон нового кинооборудования. Однако часть киноматериалов пришлось уничтожить, чтобы они не попали к врагу – тяжелое решение, которое отражает всю сложность тех дней.
В октябре 1942-го Авраама Дербаремдикера перевели во фронтовую кинобригаду Северо-Кавказского фронта. Здесь операторам приходилось снимать хронику боев в самых опасных условиях на передовой. Так, в освобожденном Ростове 14 февраля 1943 года он помогал снимать подъем флага на здании Госбанка – символ надежды среди разрушений.
Сразу после освобождения Ростовской области кинематографисты приступили к восстановлению киноиндустрии. Государство видело в кинопропаганде мощный инструмент для поднятия духа солдат и жителей освобожденных территорий. Документальное кино военных лет стало не просто хроникой, а настоящим подвигом – каждый кадр отражал мужество и историю времени.
***
Ростов-на-Дону некогда был центром кинематографической жизни – здесь действовала собственная студия кинохроники, проходили международные фестивали, объединявшие народы. Кино связывало город, делая его одной большой семьёй. За этим стояла студия кинохроники ордена «Знак Почёта», славившаяся своими достижениями.
Подборка главных (по мнению автора материала) фильмов ростовской студии кинохроники ордена «Знак Почета»:
- «Похождения Ваньки Гвоздя» (1924) – художественный фильм режиссера Мануэля Большинцова. Рассказывает о двух алчных священниках, которые заключают сделку с вором Ванькой Гвоздем, выдающим себя за Иисуса. Они распространяют слухи о гробе с мощами, способными исцелять. Верующие, привлеченные к ним, становятся жертвами мошенничества. Однако комсомольцы решают проучить жуликов, обсыпая гроб порошком, вызывающим зуд. Это приводит к гневу толпы, и священники получают заслуженное наказание.
- «Гигант» (1930) – документальный фильм о зерновом совхозе «ГИГАНТ» режиссера Лидии Степановой. В 1940 году фильм был показан на Всемирной выставке в Нью-Йорке.
- «Освобождение от немецких оккупантов г. Ростова-на-Дону» (1941) – кинохроника с фронтов Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Снимал фронтовой кинооператор ростовской киностудии инженер-капитан Красной армии СССР Георгий Попов (1911-1978г.г.).
- «По Дону и Кубани» (1957) – киножурнал об актуальных событиях на Юге СССР...

...Выходил на студии с 1957 года с периодичностью три раза в неделю. В лучшие годы работы выходило до 48 выпусков ежегодно, один выпуск длился до 10 минут.
- «Я - РОСТОВ» (1978) – документальный кинофильм по сценарию Юрия Маслова. Картина рассказывает об истории Ростова-на-Дону, культуре, промышленности, о людях, о знаковых вехах для ростовчан и города. Фильм содержит редкие хроникальные кадры Великой Отечественной войны, а также кадры Ростова-на-Дону, снятые в 1974-1978 годах.
- «НОВОЧЕРКАССК 1962» (1990) – документальный фильм режиссера Романа Розенблита. Впервые из уст очевидцев мы узнали правду о событиях в г. Новочеркасске Ростовской области, в котором в 1962 году власть совершила преступление – отдала приказ стрелять по мирным жителям, которые пришли на площадь с плакатами Ленина и хотели поговорить с властью о насущных и объективных проблемах, которые необходимо было решать.
— «Пишем кинолетопись страны» (2007) – фильм о том, как работала ростовская киностудия все эти 80 лет, что снимали, какие темы в кино поднимали и почему, с какими проблемами сталкивались творческие работники ростовской киностудии. Вспоминают сотрудники ростовской киностудии, кинорежиссёры, кинооператоры. В фильме снят легендарный киноинженер ростовской киностудии Авраам Дербаремдикер (1915-2009), его последнее интервью.
Однако с 1990-х годов киностудия постепенно пришла в упадок. Судьба её богатых архивов остается неизвестной. В 2013 году историческое здание продали студии в центре Ростова, а в 2015-м его снесли с обещанием сохранить лишь уникальные барельефы.
– В советское время эфирное время было в избытке: передачи шли каждый день, снимались документальные и художественные фильмы. Москва выделяла деньги, утверждала планы, и всё работало. На сегодняшний день времени и ресурсов на творчество нет, – утверждает Евгения Апарина, преподаватель кафедры журналистики РГЭУ (РИНХ), в прошлом — автор многих программ ГТРК «Дон-ТР».
Но все ли было потеряно с исчезновением киностудии? Или все-таки есть надежды на развитие нашего, ростовского, кино?
Продолжение следует…

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.