Ростовский кинематограф, когда-то подававший большие надежды, оказался на распутье.
Финансовые трудности, нехватка специалистов, отсутствие стратегии и управленческой поддержки – все это привело к застою. Сегодня главный вопрос звучит так: возможно ли возрождение кино в Ростове-на-Дону?
Возможно ли возродить кино в регионе?
Чтобы найти ответ, я поговорила с теми, кто связан с киноиндустрией. По мнению экспертов, у города есть все шансы стать киноплощадкой – было бы желание воспользоваться ресурсами.
«В Ростове есть всё, чтобы снимать кино: дешевая база, подходящий климат. Но нужны деньги и политическая воля», – убежден Владимир Добрицкий, теле- и радиоведущий.
Один из системных путей развития – создание кинокластера. Такой проект, по словам Александра Резванова, ректора ростовского филиала ВГИК, уже обсуждается: «Все условия созрели для создания кинокластера на правом берегу Дона. Осталось найти инвестора. Это может быть как государственная, так и частная инициатива. Сейчас это будет очень популярно, потому что у нас есть выпускники, которые с удовольствием пойдут работать в эту киностудию. Тем более, у нас уже есть сильная документалистская школа, а анимационная – одна из лучших в стране».
Но, чтобы кино из региона действительно зазвучало, ему нужны не только студии и деньги, но и узнаваемость. И здесь играет роль участие в фестивалях и умение привлекать внимание к локальным историям.
«У Ростова уникальные натурные декорации – историческая застройка, Дон. Снимать здесь дешевле, чем в Москве. Нужно участвовать в фестивалях – чтобы о нас узнали», – отмечает сценарист короткометражного фильма «Тренер» и обозреватель международного холдинга «ЕвроМедиа» Сергей Кисин.
Популяризация местных тем и героев, по мнению Юлии Серебряковой, режиссера документального фильма «Профессор Смирнов», также может стать стимулом: «Ростов все чаще звучит в контексте сюжетов, которые интересны авторам. Но важно, чтобы за разговорами последовали дела. Стоит подумать о сценарных программах при вузах – тогда и молодежь начнет интересоваться локальными историями».
Новые кадры действительно приходят. Артем Щербаков, студент и режиссер, считает, что региональному кино нужен старт с малого, но уверенного шага: «Если в Ростове появятся проекты вроде Art Masters (Национальный открытый чемпионат творческих компетенций для специалистов в сфере цифрового искусства) или ИРИ (Институт развития интернета – российская автономная некоммерческая организация, которая занимается развитием креативной индустрии в стране и регулированием государственной политики в цифровой сфере), это станет мощным социальным лифтом. Местные филиалы и продюсеры могут стать центрами притяжения для молодых специалистов».
Однако не все настроены так оптимистично. Всеволод Дохнов, студент и актер, смотрит на ситуацию реалистично: «Даже если кинокластер появится, на его развитие уйдет не меньше десяти лет. Москва все равно останется центром. Мы не построим здесь свой Мосфильм».
Тем не менее, многие верят в перемены. Как говорит молодой режиссёр Аркадий Нерсесян, столице не обязательно быть единственным центром: «Мы, студенты из регионов, постараемся бороться с этой «столицецентричностью». Сделаем всё, чтобы кино в регионах развивалось на равных».
С этим созвучна позиция Софьи Леушко, продюсера: «Развитие регионального кино – необходимость. Это способ сохранить идентичность. Я приехала с севера и хочу снимать про природу и фольклор. Фестивали могли бы стать точкой входа – даже пилотные, пусть сначала локальные. Главное, чтобы они позволяли творить вне московских продюсерских центров».
А где же снимать? Ответ очевиден – вокруг. Ростовская область полна живых декораций.
«Многие называют Азов кинематографичным городом, особенно турецкий вал – идеальное место для исторических съемок», – подчеркивает Сергей Кисин, который сам планирует снять фильм об Осаде Азова – важной, но мало раскрытой теме.
Кинематографическое
богатство Ростовской области
Ростовская область изобилует локациями для съемок. В ходе опроса респондентов получилось составить калейдоскоп из самых кинематографичных мест родного края.
У Мержаново громкая репутация: в хуторе в 2017 году создали декорации для съемок сериала «Смотритель маяка» режиссера Павла Дроздова. Сегодня бутафорский маяк притягивает к себе туристов. Вокруг декораций оборудовали туристический парк – Oxyland. Возле маяка сделали смотровую площадку на море, беседки, кофейни и несколько мест для фотосессий.
Но не только море вдохновляет. Щепкинский лес – природный массив с готовыми кинозадниками.
Пушкинская улица, как говорит второкурсник ВГИКа Аркадий Нерсесян, – «место сбора молодежи Ростова», а значит, идеальное пространство для динамичных документальных историй.
Большая Садовая представляет лицо старого Ростова. А Нахичевань – любимый район тех, кто ищет старинную архитектуру, историю и самобытную атмосферу.
Среди других точек притяжения: Парк Октябрьской революции, Зеленый остров с заброшенными лагерями, которые могут стать мощными локациями для драматических или постапокалиптических сцен.
За пределами Ростова внимания достойны Таганрог – универсальный киногород с морем и историческим центром, где уже снимали в 2023 году короткометражный фильм «Тренер».
Также респонденты отметили такие локации, как Аксайские катакомбы, Кумженская роща, церковь Сурб Хач, Гремучий родник и Ботанический сад ЮФУ – идеальные для пейзажной и символической съемки.
«Слишком мелкопрудная речка»
У ростовского кинематографа есть потенциал. Даже большой. Но говорить об этом всерьез пока трудно – реального развития не видно. Чтобы добиться успеха, нужно начинать с малого, но уверенного: участвовать в фестивалях, выигрывать гранты, искать поддержку у администрации, вкладываться в кадры и инфраструктуру. И – шаг за шагом – прийти к созданию полноценного кинокластера.
Однако даже природа и архитектура, которая могла бы стать достоинством региона, часто оказываются под угрозой. Исторические здания теряют лицо под натиском пластиковых ставен, дешевых дверей и кричащих вывесок.
На этом фоне у студентов-режиссеров часто не остается выбора – путь лежит в столицу. Здесь, в родном городе, возможности почти не создаются. Хотя многие ВГИКовцы влюблены в Ростов-на-Дону и не хотят уезжать. Можно уверенно заявить, что главное сейчас – вырастить новую режиссерскую школу, вложиться в образование, дать стартовый капитал творческому поколению. ВГИК в Ростове уже стал местом, где учатся яркие, талантливые ребята. Если им дать ресурс – они останутся и сделают кино здесь, а не на бегу между кастингами в Москве.
Но звучит и другое мнение – радикально противоположное. Некоторые считают: возрождать региональное кино бессмысленно, потому что вся индустрия давно сконцентрирована в Москве.
Так думает, например, актер, четверокурсник ВГИКа Всеволод Дохнов:
– Если говорить о хорошем ростовском проекте, то трудность состояла бы не в том, чтобы в него попасть, а банально его найти. Потому что снимается очень мало и не так много. Если не снимаешь ты сам, то попасть куда-то не в студенческую работу практически невозможно. Здесь, в Ростове, не планируется что-то снимать. У нас здесь снимается уже по факту. Все планируется в Москве: они собирают команду и едут в Ростов, Таганрог, Новочеркасск. Если им кто-то нужен из актеров, они уже здесь набирают. Но попасть здесь в проект с нуля – никогда. Поэтому даже пускай в Москве возможно и есть какие-то трудности с пресыщением рынка, но шанс того, что ты что-то найдёшь, познакомишься с кем-то и где-то всё равно выплывешь, гораздо выше, чем здесь. Здесь нечего ловить. Слишком мелкопрудная речка.
О былом и настоящем
потенциале ростовского кино
Скепсис понятен: застой в региональной киноиндустрии длится не первый год. Но так было не всегда.
Раньше в Ростове-на-Дону проводился ярчайший кинофестиваль «Bridge of Arts», призванный стать визитной карточкой нашей области, но нерешенные финансовые проблемы и трудности переговоров с местной властью не дали этому произойти.
Впервые в Ростове-на-Дону кинофестиваль прошел в августе 2015 года. Отличительная черта Bridge of Arts – мультиформат: кинофестиваль, спортивно-массовые мероприятия и бизнес-площадка. На суд зрителей представили 37 фильмов из 15 стран.
Впервые в истории Ростовской области по красной дорожке на Театральной площади прошли российские, европейские и голливудские звезды, именитые продюсеры, режиссеры и спортсмены. Всего – 150 человек. Наиболее затратным и продолжительным стал Bridge of Arts 2017, который проходил пять дней, а его организация и проведение обошлись почти в 60 млн рублей. В том году на различных площадках фестиваля побывало около 100 тыс. человек, кинопросмотры посетили почти 15 тыс. зрителей.
И это был не единственный проблеск надежды. Нельзя не сказать о гуру ВГИКа – Сергее Безрукове, который внес несоизмеримый вклад в развитие ростовского кино, делясь своим опытом со студентами нашего института кинематографии. Так, актер предложил создать в нашем городе собственный кинокластер на левом берегу Дона, что не может не воодушевлять.
Отдельно хотелось бы выделить относительно новый, но уже нашумевший короткометражный фильм «Тренер», созданный МИД «ЕвроМедиа» по сценарию ростовчанина Сергея Кисина. Картина была снята в 2023-м году компанией New Film Production при поддержке Института развития интернета (ИРИ).
Спортивная драма «Тренер» победила в номинации «Короткометражный фильм» на конкурсе ИРИ. Церемония награждения победителей третьей национальной премии интернет-контента состоялась в киноконцертном комплексе «Мосфильм». Главную роль сыграл Евгений Климанов. В коротком метре также снимались Николай Ханжаров и ростовский журналист Владимир Добрицкий. Режиссер – Анастасия Климова, продюсер – Лев Золотарев.
Но будущее все-таки за молодым поколением. Ростовские студенты ВГИКа снимают короткометражные фильмы в рамках студенческих проектов и по возможности стараются отправлять их на различные фестивали и устраивать в своем институте кинопоказы для всех неравнодушных.
Например, 27 декабря 2024 года во ВГИКе прошел первый серьезный кинопоказ. Талантливые ребята показали короткометражные фильмы. Например, «Вечность пахнет нефтью» Артема Щербакова, иллюстрирующий эпизод из жизни советского и российского музыканта Егора Летова, «Норма» Аркадия Нерсесяна, иллюстрирующая пятую часть одноименного романа Владимира Сорокина, и «Елена» Софьи Гуревич о сурдопереводчице, которая учила языку жестов прихожан церкви.
Кино из Ростова:
что снимают сегодня
«Норма» (2024, реж. Аркадий Нерсесян)
Экспериментальная короткометражка по пятой части романа Владимира Сорокина. Разрушенная до предела форма — «письма Мартину Алексеевичу» – превращается в визуальный опыт.
«Вечность пахнет нефтью» (2024, реж. Артём Щербаков)
Фильм о пребывании Егора Летова в психбольнице – о свободе, боли и внутреннем сопротивлении. Локальный взгляд на культовую фигуру.
«Елена» (2024, реж. Софья Гуревич)
История сурдопереводчицы, преподающей жестовый язык прихожанам церкви. Про эмпатию, тишину и силу понимания без слов.
«Криминальный папа» (2013, реж. Владимир Рузанов)
Донская милицейская драма с акцентом на человеческие отношения. Городской колорит здесь важнее, чем погони.
«Руки» (2014, реж. Руслан Кечеджиян)
Документальный фильм о скульпторе в доме-интернате, создающем пластилиновые портреты своих соседей. Искусство на фоне старости и одиночества.
«Тренер» (2023, реж. Анастасия Климова)
История бывшего олимпийца, который отказывается от карьерного роста ради воспитания юных спортсменов. Снято в Таганроге, создано при участии «ЕвроМедиа».
«Профессор Смирнов» (2024, реж. Юлия Серебрякова)
Документальный портрет ростовского краеведа и радиожурналиста Владислава Смирнова. Фильм – о памяти, голосе города и людях, его сохраняющих.
Если бы удалось решить все перечисленные проблемы, ростовское кино могло бы стать важной частью культурной жизни региона. Актуальными темами для роста местного кинематографа могли бы стать социальные проблемы, история региона и его культурное наследие. Однако реальность такова, что решение всех этих проблем не гарантирует немедленного успеха – необходима комплексная работа на уровне государства и общества.
Тем не менее, многие студенты с горячим желанием хотят одного – остаться, жить и творить во имя регионального кино. Потому что только они по-настоящему чувствуют ростовский колорит и казачий дух, и никто другой не сможет передать их так, как те, кто вырос на этой земле.