СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2022   2023   2024   2025

Александр Миллер: археолог и художник

Из всех побывавших в Азове археологов самый известный, безусловно, Тур Хейердал. Но из ученых величин, заинтересовавшихся маленьким южным городком с богатейшей историей, он не первый и не единственный.


В этом году исполнилось 150 лет со дня рождения другого крупного исследователя, в чье поле зрения Азов попал почти за сто лет до археологической эпопеи норвежца, - А.А. Миллера, нашего земляка, человека удивительно разносторонних взглядов, представителя той когорты ученых, которых почтительно называют «человек эпохи Возрождения». Помимо того, что Миллер был выдающимся археологом, сделавшим значительный вклад в развитие мировой археологии и археологические исследования на Нижнем Дону, он являлся этнографом, этнологом, музееведом и, как показала в своей работе, представленной на посвященной Миллеру конференции в ЮФУ, старший научный сотрудник нашего музея Н.И. Суворова, великолепным графиком и живописцем. Долгое время этот аспект деятельности ученого оставался лакуной в его биографии, а теперь стараниями музейщиков, в первую очередь – АМЗ и Н.И. Суворовой, к изданию готовится целая книга, посвященная Миллеру-художнику. Обо всем этом в интервью нашей газете сообщила Надежда Игоревна.
- Наш город всегда привлекал археологов и историков (вспомним, как Т. Хейердал восхищался насыщенностью азовской земли древними артефактами). А кто первым оценил археологический потенциал Нижнего Дона, когда здесь начались первые раскопки и исследования?
- Регион заинтересовал археологов еще в начале XIX века. В 1800-м году здесь побывал Эдвард Кларк, знаменитый писатель, путешественник, ученый, собиратель античной коллекции, затем подаренной Кембриджскому университету, где Кларк служил профессором минералогии. Обнаружив скопление античной керамики, он первым заявил о следах греческого поселения в азовской крепости. Видел Недвиговское городище и говорил о существовании в нем остатков греческой культуры.
К заметкам англичанина проявил интерес градоначальник Керчи и одновременно - археолог и просветитель И.А. Стемпковский. И в 1823-24 годах совершил путешествие на Дон. Однако первые крупномасштабные раскопки начали проводиться тридцать лет спустя профессором Московского университета П.М. Леонтьевым. Он исследовал Танаис, Елизаветовское городище, курганы, но быстро остыл, разочаровавшись находками, среди которых не было интересных, ярких предметов – золота, чернолаковых ваз и т.п.
В 1870-1880-е годы в дельте Дона, в окрестностях Азова работал профессиональный археолог, сотрудник Археологической императорской комиссии П.И. Хицунов. Он почему-то не обнаружил у нас античных слоев, зато наткнулся на средневековые, сделав закономерный вывод, что в Средние века здесь был город.
И далее из крупных исследователей можно выделить, пожалуй, как раз А.А. Миллера. Для донской и не только археологии, я считаю, он сделал очень много. Прежде всего, разработал методику полевых исследований. То есть ответил на вопрос: как копать. Квадратами четыре на четыре, на штык лопаты послойно снимая землю. Обращая внимание на стратиграфию, на залегание пластов, зачищая борта. Эта та методика, которой мы пользуемся сейчас.
В 1930 году вышла его книга «Археологические разведки», где он подробно описал, как копать и фиксировать найденное: фотографировать, зарисовывать, чертить.
- В АМЗ есть экспонаты, связанные с Миллером?
- В фонде редкой книги хранятся его статьи, причем с автографом, посвященные раскопкам на Кавказе, в том числе – на Елизаветовском городище. Почему для Азова это важно? – Да потому что мы храним коллекции этого памятника. И уже принято решение о передаче его нашему музею. То есть, это будет филиал АМЗ. Возможно, там появятся какие-то музейные постройки, туда будет проложен туристический маршрут – по воде. И в ближайшее время из учебного музея археологии ЮФУ нам передадут большую – в несколько тысяч предметов - коллекцию античных древностей с Елизаветовского городища.
Миллер первым сделал план этого памятника (фото 1) – он был прекрасным топографом и чертежником, причем все археологи до сих пор пользуются им в своих статьях.
Занимался он и топографией дельты Дона, делал прекрасные зарисовки находок, чертежи погребений – все это есть в его книгах в фонде редкой книги.
- Откуда Миллер родом? Чего достиг как музейщик и ученый?
- Александр Александрович принадлежал к одному из казачьих – с германскими корнями - родов на Дону, история которого восходит к Петровскому времени. В XVIII – первой половине XIX веков Миллеры - это крупные землевладельцы Области войска Донского. Отец Александра Александровича был председателем мировых судей Таганрога, членом городской управы и замещающим должность городского головы. Род оставил о себе память в географических названиях края, дошедших до наших времен.
С отличием окончив Донской кадетский корпус, Миллер поступил в Николаевское инженерное училище в Петербурге, по окончании которого продолжил образование в Париже, где посещал Художественную академию Родольфа Жюлиана, Высшую русскую школу общественных наук, а также Высшую Антропологическую школу. С 1901 по 1925 годы активно занимался археологическими исследованиями.
Был действительным членом Государственной академии истории материальной культуры (ныне ИИМК РАН), профессором археологии Санкт-Петербургского, а затем Петроградского и Ленинградского университетов, членом Совета Эрмитажа, заведующим Этнографическим отделом Русского музея императора Александра III, а затем директором этого музея. Нередко выезжал с выставками в Париж. Воспитал целую плеяду блестящих учеников, среди которых Б.Б. Пиотровский (востоковед, директор Эрмитажа), С. Н. Замятнин (один из крупнейших специалистов по первобытной археологии), Т. Н. Книпович (антиковед, профессор ЛГУ), Т. С. Пассек (один из ведущих специалистов по неолиту, энеолиту и бронзовому веку Юго-Восточной Европы) и др.
- Занимался ли Миллер археологическими исследованиями конкретно в Азове и окрестностях?
- Александр Александрович проводил разведки на Подазовском и Крепостном городищах.
- Почему вас заинтересовал Миллер-художник? Как проходил сбор сведений о нем? Насколько я знаю, музейный поиск - не только очень кропотливое, но и чрезвычайно увлекательное занятие.
- Миллер-художник - это совершенно новая тема. Все рассматривали его как ученого, музейщика, даже искусствоведа – и всё. Художественная сфера деятельности Александра Александровича оставалась до настоящего времени слабо изученной. Информации было мало. Например, что учился в парижской Художественной академии – это была первая школа настолько демократического уклада: сюда принимали даже женщин, даже людей неподготовленных - без каких-либо навыков в живописи. Также сохранились воспоминания брата – Михаила Александровича, где говорится, что А.А. Миллер с детства был одаренным, со способностями к рисованию, скульптуре, музыке, изучению языков, в молодости сотрудничал с петербургским сатирическим журналом «Шут» (наподобие советского «Крокодила»), а в 1903 году в парижском салоне две его картины были куплены для галереи знаменитых меценатов, ценителей искусства братьев Щукиных. Мне стало интересно, и я приступила к поискам. Две картины попыталась найти в Госкаталоге - и нашла. Но те ли это вещи, что были выбраны для щукинского собрания, неизвестно. Они хранятся в Таганрогском художественном музее и значатся как картины неизвестного художника, хотя автограф на них однозначно принадлежит Миллеру. Первый пейзаж, «Улицы в старом городе»,(фото 2) явно написан в Париже, а на втором мы видим донские мотивы. Сохранилось письмо Миллера известному археологу, преподавателю парижской Антропологической школы Ф.К. Волкову, который, собственно говоря, и увлек Александра Александровича археологией. Будучи на каникулах в Таганроге, он пишет: «Я уже начал раскопки, но работа идет туго. Зато живопись идет вполне удовлетворительно. Я совершенно очарован нашим солнцем, нашими садами на берегу Миуса. И вообще всем, что может быть изображено красками и карандашом. И работаю много. Так как в июне здесь часто шли дожди, растительность достигла удивительного развития, моя мастерская в виде белого небольшого домика утопает в цветах. Прямо перед окном стоит абрикосовое дерево в плодах. Одним словом, рай». На второй картине как раз присутствует белый домик. Может быть это та самая мастерская в Таганроге…
От имени нашего музея я делала запросы в Эрмитаж, Русский музей, Государственный исторический и Пушкинский музеи, но живописных работ Миллера в них не оказалось. Известно, что его карикатуры хранились в Русском музее, потому этот вопрос остается открытым.
Мне было интересно, как Миллер стал художником. По окончании Николаевского училища он попал в Барановичи Новогрудского уезда Минской губернии, совершенно необустроенное место – без школ, дорог, даже без церкви. И, может быть, от скуки, по причине трудных условий жизни стал сотрудничать с журналом «Шут», на протяжении семи лет рисуя для него политические карикатуры. (фото 3) Все номера журнала с рисунками Миллера я нашла в интернете – спасибо ГПИБ, которая оцифровала номера и поместила их в открытую электронную библиотеку. Всего я нашла 65 карикатур, на которых высвечены мировые проблемы и события рубежа XIX-XX вв. Они, судя по мастерству, сделаны сложившимся профессиональным художником, хотя художественного образования Миллер на тот момент еще не имел. Человеком с активной гражданской позицией и прекрасно разбирающимся в международной обстановке. Миллер знал всех видных политических деятелей мира и воспроизводил их портреты с необыкновенной точностью - достаточно сравнить героев карикатур с их фотографиями.
- Как долго вы занимались поиском рисунков? Как определяли авторство?
- Номера журнала я изучала около года, ориентируясь в поиске на подписи Миллера, которые видоизменялись со временем, но оставались достаточно узнаваемыми.
- Вы являетесь инициатором идеи о выпуске книги «Миллер-художник». Что войдет в нее и с кем сотрудничает АМЗ в работе над изданием?
- Книга получится достаточно объемной – около ста страниц; в нее войдут моя статья, картины, карикатуры и их расшифровки, археологические зарисовки Александра Александровича. Совместная публикация будет подготовлена Таганрогским художественным музеем, Институтом истории материальной культуры РАН (Петербург), где хранятся археологические рисунки Миллера – акварельные зарисовки храмовых фресок времен экспедиции в Старую Ладогу, и Государственной публичной исторической библиотекой (Москва). Поначалу, когда мы обратились в ГПИБ с целью получить право на публикацию карикатур, нам было предложено коммерческое сотрудничество, однако позже библиотека согласилась на партнерство на научной основе. Надеюсь, книгу получится издать в следующем году.

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.