Эти непростые, иногда полные драматизма отношения длятся испокон веков. Тысячи лет и женщины, и, как показывают раскопки, мужчины проявляют слабость перед перстнями, браслетами, подвесками… Драгоценности и бижутерия несут самую разную смысловую нагрузку. В них таятся магические чары, они содержат прямое указание на статусность и черты характера, защищают от несчастий и злых духов и, конечно, завораживают нас, если не красотой, так стильностью, гармонией и силой.
Самые древние украшения, датированные III тысячелетием до нашей эры, — бронзовые бусы, подвеска из зуба кабана, перламутровые подвески, вещицы из раковины каури.
Согласитесь, вполне себе современные материалы, что доказывает и демонстрация сегодняшней бижутерии из того же перламутра, ракушек. Одни из костяных серёжек в виде оленей выполнены по древнему образцу. Очень эффектны!
Уже в первой витрине рядом разложены кольца, серьги, браслеты, фибулы, пуссеты эпохи Золотой Орды, античности, XVIII-XIX веков, что отражает концепцию автора: показать украшения не хронологически, а как бы сквозь время. На заре человечества такие «побрякушки» были просто амулетами и оберегами. Потом появились металлы, не подверженные коррозии. Серебро, золото, медь стали считаться священными. Изделия из серебра и золота символизировали высокий социальный статус.
Но вместе с золотой гривной наши далёкие предки могли запросто надеть глазчатые керамические бусы, обладающие, по поверьям, мощными защитными свойствами. Такое сочетание может смутить современных модников (а, может, — и нет), а тогда оно органично вписывалось в мировоззрение и обычаи людей.
Отдельная витрина отведена под жемчуг. В наших северных реках его добывали в огромных количествах. Это самое древнее украшение русских. Его нашивали на оплечья великих князей, запястья и кокошники их жён, оклады образов, церковные ризы, облачения священников. Риза, в которой царь Фёдор Иоаннович венчался на царство, была сплошь из жемчуга и драгоценных камней и весила более 80 килограммов.
На выставке обращают на себя внимание старинная девичья повязка и свадебная кичка, переданная в АМЗ из ГИМа. Роскошный головной убор, датированный XVIII веком, полностью расшит жемчугом разного размера — и покрупнее, и бисером. Сколько же корпела над ним готовившаяся к замужеству девушка? Её терпению и мастерству остаётся только позавидовать! На боковых сторонах вышиты инициалы молодых. Интересно, как сложилась жизнь этих К.К. и М.С.?
Часть выставки повествует о традициях художественной обработки металла, в коих нет равных ювелирам Кавказа. Кавказская коллекция объединила предметы конца XIX — начала XX веков. Тут же помещены редчайшие серебряные запонки фирмы Карла Фаберже, выполненные в технике перегородчатой эмали, и старинный напёрсток с аметистом. Сейчас напёрсток используется исключительно по своему прямому назначению, а для франтов XIX века это была ещё и деталь костюма. А.С. Пушкин щеголял в таком.
А ещё Александр Сергеевич был охотник до перстней. Очень дорожил перстнем с сердоликом, подаренным ему Е.К. Воронцовой. Есть на выставке витрина, рассказывающая и о сердолике, янтаре, далее — о коралле, уральских самоцветах, бирюзе и лазурите. И повсюду рядом с современными или относительно современными (XX век) изделиями демонстрируются украшения античной эпохи, из золотоордынского Азака. — Кольцо из сердолика, бусины из средиземноморского розового коралла — их привозили в Тану венецианские и генуэзские купцы, — бусина из бирюзы и кулон из лазурита.
Что любопытно — некоторые бирюзовые бусины древности выполнены из пасты, поскольку натуральный камень стоил дорого. Они продавались значительно дешевле, хотя и несли те же функции талисмана, что и настоящая бирюза. Мне кажется, эта деталь причудливо перекликается с нашими реалиями: покупаешь натуральный камень, а на деле он оказывается имитацией.
На выставке представлено более 200 предметов.
— Надеемся, — говорит Светлана Черцова, — она будет интересна всем ценителям прекрасного, подарит посетителям массу положительных эмоций и восторженных впечатлений.