— Заведение называли «электротеатр», «электробиограф», «иллюзион». Позднее оно получило официальное название «Прогресс», — рассказывает старший научный сотрудник АМЗ, автор выставки Светлана Черцова. — Оно представляло собой двухэтажное здание с фасадом, выполненным в стиле «провинциального модерна».
Демонстрация картин началась в 1912 году. Судя по газетным афишам, накануне нового 1914 года азовчане смотрели импортную зарисовку «Из жизни страусов» и отечественную картину «Молчи, грусть, молчи».
В городском саду (там, где позже построят кинотеатр «Родина») сто лет назад размещался летний кинотеатр. Носил он громкие названия «Одеон», «Марс», а с 17-го года — «Народное просвещение».
И в самом деле, кинотеатры в Азове надолго стали центром культуры, пропаганды и просветительства. Красивое искусство давало силы жить и двигаться вперёд. Тот же «Прогресс», переименованный с установлением советской власти в кинотеатр имени октябрьской революции (позже упрощено до «Октября»), редко использовался по прямому назначению лишь в голодные, холодные 20-е годы (всё больше для собраний да массовых мероприятий). Сохранилась газета «Большевик» 1922 года, сообщавшая, что на 8 марта женское население Азова, помитинговав на площади III Интернационала, переместилось сюда для дальнейших торжеств.
А вот что вспоминает старожил города В.Н. Ерёменко: «Весть о войне жители услышали из звучавшего по репродуктору выступления Молотова. Обстановка стала гнетущей. Люди потянулись друг к другу. Чтобы быть поближе и как-то развеяться, многие пошли в кинотеатр «Октябрь» на фильм «Моя любовь». Все места в зале были заняты. Во время показа погас свет, вошёл представитель военкомата и пофамильно стал называть тех, кому предстояло срочно отправляться на войну. Люди тут же шли к выходу».
С окончанием оккупации народ вновь стал ходить в кино — тогда, главным образом, крутили документальную военную хронику.
После Победы на экраны хлынули зарубежные фильмы — американские с Диной Дурбин, немецкие, например, знаменитая, до сих пор производящая сильное впечатление картина с Марикой Рёкк «Девушка моей мечты».
В конце 40-х кинотеатры массово ремонтировались и восстанавливались, потихоньку набирала обороты киноиндустрия. В Азове появился летний кинотеатр «Сталинец» и ещё несколько точек, где крутили кино: в клубах, на предприятиях. По району возили передвижную киноустановку.
В 60-е «Сталинца» сменила «Родина» — современный кинотеатр с широкоформатным экраном. Была построена киноплощадка в парке. А позже кино пришло чуть ли не в каждый двор — его показывали бесплатно, и о том времени до сих пор напоминают лавочки и остатки экранных конструкций.
С 70-х годов к нам регулярно приезжали артисты: Мордюкова, Фатеева, Миронов, Светличная, Ивашов, Вицин, Моргунов, Ахеджакова, Леонов, Конкин. Фотографии с ними, со встречи знаменитостей с Героем соцтруда Ф.Я. Канивцом представлены на выставке. А ещё билет в кинотеатр имени октябрьской революции 1923 года. Огромное количество афиш. Журналы, открытки с портретами любимых актёров, театральные бинокли, стереоскопы с карточками, кинотехника, например, камера 1946 года — она даёт преставление о своих предшественницах, фиксировавших происходившее на фронте и в тылу в годы войны.
Часть выставки посвящена самому известному освободителю Азова, народному артисту СССР Владимиру Этушу (лет 35 назад он привозил в ГДК спектакль «Мещанин во дворянстве», играл главную роль; в постановке была задействована и Нина Русланова). Здесь же вы найдёте информацию о деятелях кино, имена которых связаны с донским краем — пионере русского кинематографа Александре Ханжонкове, Ростиславе Плятте, Фаине Раневской, Александре Кайдановском.