СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024

Бродит по городу липовый мишка…

У этого человека фамилия известного шоумена, однако дело, которому он посвятил жизнь (СМИ созвучно известной передаче окрестили его «Полем древес»), никак с шоу не связано. Речь идёт о скульпторе и резчике Олеге Якубовиче и его работах, что появились недавно на городских улицах и во дворах: необычных, вырезанных из аварийно-опасных деревьев и выполненных в анималистическом жанре деревянных скульптурах.
Медведи, ёжик, котик, зайчик... Эти фигурки словно бы продолжили замечательную традицию, начатую симпозиумами скульпторов в 90-х, когда город наполнился небольшими – очень подходящими Азову по размеру, провинциально милыми и такими разными, вызывающими живой интерес у туристов изваяниями…

Несколько лет назад Олег Якубович переехал в Азов по программе переселения соотечественников из Усть-Каменогор-ска, что в Восточном Казахстане – из тех краёв, где находится западная часть Алтая. И будто привёз в нашу степь запах тайги, лесной жизни, образы её обитателей, которые воплотились в оставшихся от срубленных деревьев пеньках, дав им тем самым вторую жизнь.
Олег около пятнадцати лет занимается скульптурой. Он, что называется, художник-самоучка. Хотя в творчестве нет понятия самоучка или профессионал. Здесь мыслят другими категориями – мастерство, талант. В данном случае под ними понимается умение подчинить себе материал – увидеть, услышать и освободить закованный в его недрах образ, вдохнуть в него жизнь, гармонизировать и сопоставить с окружающим пространством.
— По профессии, которой учился, я не работал ни дня, — признаётся Якубович. — Считаю, зря потратил время.
В профессию перешло хобби: увлечение скульптурой и декоративно-прикладным творчеством.
Начинал с резьбы. И жену этим заразил: Маргарита изготавливает шкатулки, интерьерные вещи, обережных кукол русского Севера.
Основы любимого дела Олег перенимал у маститых профессионалов — известных скульпторов республики. Приходил, смотрел, пробовал. До многого доходил сам.
Поначалу Якубович орудовал обыкновенным фасонным топориком – из-под этого топора и вышли первые его медвежата, но со временем главным резцом стала бензопила – инструмент этот распространился на Западе, потом на постсоветском пространстве (эх, не знал папа Карло о бензопиле – может, Буратино бы выглядел иначе, явно с коротким носом!). Бензопилой Олег владеет не хуже, чем стамеской. Поразительно, но ему достаточно 1.5-2.5 часов, чтобы полностью высвободить композицию из деревянного плена, сделать «под ключ» метрового медвежонка! Представляете, с какой сумасшедшей скоростью порхает в его руках бензопила?! Как бабочка! Сказывается опыт работы и участия в международных проектах, на которые собирались скульпторы из Словакии, Чехии, Китая, Белоруссии. Эти форумы включали и соревнования на скорость, хотя главным было, конечно, общение и обмен творческими идеями и находками.
Художник быстро схватывает образ, бывает, по ходу дела дополняет или меняет первоначальную задумку – процессом дирижирует дерево, его узор, узелки, строение древесины. Для парковой скульптуры, тем более на корню, говорит Олег, такой точности в следовании эскизу, как при создании академической вещи, быть не может. – И в этой непредсказуемости есть, очевидно, своя прелесть, вызов художнику.
— Иногда такое всплывает, что диву даёшься, – говорит он.
Якубович работает не только с деревом. С камнем, костью, льдом – со всем, где нужно высекать и вырезать. Камень, оказывается, даже более предпочтителен. Но материал этот дорогостоящий, требующий серьёзных затрат на оборудование, а значит менее доступный.
Остаётся дерево. Тёплое, фактурное, пластичное, любимый с древности материал русских мастеров. Парковая скульптура из него смотрится просто замечательно, а уж лесные, сказочные, фантазийные создания — вовсе волшебно. Оно будто предназначено для них и прекрасно рифмуется с уютными улочками и камерными скверами нашего города.
Деревянная скульптура не только красива, но и довольно долговечна. Перед работой пеньки проверяются на предмет трухлявости, древесина пропитывается антисептиками, консервирующими маслами, готовая скульптура в качестве профилактики обрабатывается ими дважды в год - осенью и весной.
По словам Якубовича, в советские времена хватало одной олифы, чтобы композиция из кедра простояла порядка 20-ти лет. После спила её можно водрузить на постамент, обработать – и она проживёт ещё столько же.
В Усть-Каменогорске Олег в качестве скульптора занимался благоустройством городской территории, парковых зон. Предложил свои услуги и в Азове. За несколько лет он успел привязаться к нашему городку и оценить внушительное содержание его прошлого как источника для свежих идей. Историческая тематика у нас гораздо разнообразней, чем в Казахстане – не только скифы, как там, а — сарматы, половцы, казачество и пр. – выбирай на вкус!
Сначала к предложению Олега отнеслись скептически, отчасти из-за возможных случаев вандализма. Потом решили попробовать: подготовили для скульптурной обработки аварийно-опасное дерево во дворе по улице Васильева, 89 – так и появился в наших краях первый мишка в исполнении Олега Якубовича. В настоящее время художник сотрудничает с МБУ «Городской парк», районным отделом культуры и музеем. Кстати, опыт работы с музейным пространством у него уже есть. — В республиканском ландшафтном музее Казахстана Якубович участвовал в создании модели Шёлкового пути: отрабатывал китайскую тематику — изготавливал деревянные имитации терракотовой черепахи, терракотовых воинов и пр.
Что ж, пусть Азов пополняется вырезанными из дерева зверушками и персонажами нашей истории... Я даже помечтала, что Олег Якубович мог бы со временем воскресить из небытия голову богатыря, что находилась когда-то в нашем городском парке, поражала всех мощью и была лучшей иллюстрацией к пушкинской сказке.
— Если попадётся ствол с такими корнями, — обещает Олег, —её, конечно, можно восстановить!

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.