СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2016   2017   2018   2019

ЗАО «Азовский Полиграфист» - все виды полиграфических услуг в Азове

«Во благо городов российских…» (К истории избирательной системы в дореволюционной России)

В канун выборов в орган местного самоуправления Азова, интересно вспомнить о выборах в органы местной власти в Российской империи и в Азове вековой давности. В данной статье мы коснемся этапа формирования избирательной системы в последней четверти XIX века.

Органы городского самоуправления в России, как известно, были введены Петром I в 1699 году: Ратуша в Москве и Земские избы в других городах. Однако Азова эти прео-бразования коснулись только в начале XIX века, после упразднения Азовской крепости и утверждения его посадом Екатеринославской губернии.
С 1823г. Указом Сената в посаде Азов вводится гражданское управление – Посадская Ратуша. По своим функциям и задачам она являлась судебно-административным органом и состояла из бургомистра и двух помощников (ратманов). В составе канцелярии был также Губернский секретарь, коллежский регистратор и дело-производитель (писец).
Бургомистр и ратманы — это «выборные люди из купцов», поскольку еще Петр I заботился об ограждении представителей этого сословия «от волокиты и разорения». Упрочение купечества, по мысли Петра I, могло повлиять на развитие торговли, промышленности и ремесел.
С развитием торговли и увеличением населения Азова штат канцелярии бургомистра увеличился с 3 до 5 человек.
К середине XIX века в Российской империи появились признаки кризиса в развитии страны. В области развития экономики серьёзным тормозом стало крепостное право. С отменой крепостного права возникла необходимость реформирования органов управления, в том числе местного самоуправления для городов российских. С этой целью в стране и была проведена Городская реформа 1870 года. Суть ее заключалась в привлечении во власть той части населения городов, которая владела значительными капиталами.
Такой подход к формированию органов власти позволил бы направить эти капиталы на развитие самих городов.
«Городовое Положение», утвержденное в 1870 году, оставляло в прошлом старую структуру Думы, когда состоятельные люди городов, преимущественно дворяне или купцы, избирали из своего числа общую Думу, а она из своего состава избирала шестерых постоянно работавших членов городской Думы. Оттуда и пошло её название «шестигласная Дума». Ряд выборных исполнительных должностей (старосты, смотрители и проч.) упразднялись. Закон 1870 г. предполагал прежнюю, сословную Думу заменить всесословной. Таким образом правительство планировало повысить роль зарождающейся буржуазии и купечества в развитии российских городов.
Безусловно, «Городовое Положение» 1870 года было шагом вперед в деле развития органов власти в России. Но касалось только городов, и то не всех.
К счастью, на заштатные города, каким был Азов, закон распространялся. Каждая из семи глав нового закона определяла полномочия органов местной власти и их задачи по развитию городов.
В первой главе содержались общие положения об органах городского общественного управления, о сферах их компетенции.
Глава вторая относила к учреждениям городского общественного управления городские Избирательные собрания, городскую Думу и городскую Управу.
В последующих главах рассматривалась система выборов и порядок разрешения вопросов по благоустройству города, во-просы имущественные, о сборах в пользу города, о сметах и расходах, о порядке обжалований распоряжений Думы и ответственности должностных лиц.
В последующие годы этот документ получил дополнения в виде приложений к отдельным статьям. В частности, к ст.136 Главы 5 в 1884 г. было введено приложение, уточнявшее правила временных сборов «с отвозимых из названных портов (в том числе из Азова — С. Черцова) за границу товаров, кроме леса».
По «Городовому Положению» 1870 г., как уже указывалось выше, сословные органы городского управления заменялись всесословными, но избираемыми на основе имущественного ценза. Новые органы городского самоуправления — городские Думы — избирались сроком на 4 года. Исполнительным органом городской Думы была городская Управа. Городской Голова был одновременно Председателем Думы и городской Управы. Утверждался он Губернатором, городская же Дума — Сенатом. Дума ведала благоустройством, развитием местной торговли и промышленности, общественным призрением, медициной и образованием.
В XIX веке Азов хоть и имел статус посада Екатеринославской губернии (с 1888 г. – в составе Войска Донского), но с 1870 года он уже имел посадскую Думу и Управу. В соответствии с Положением 1870 года избирательным правом пользовались горожане с 25-летнего возраста, имевшие недвижимое имущество, обложенное оценочным сбором, а также владельцы торгово-промышленных заведений. Избирательное право получили разные учреждения, общества, городские церкви, платившие сборы в городской бюджет.
В выборах не участвовали осужденные за преступления, отрешенные от должности, находящиеся под следствием, «лишенные духовного сана или звания за пороки». Представительницы женского пола по закону 1870 года обладали избирательным правом, но не прямым, а через поверенных или уполномоченных лиц (родителей, братьев и т.п.). Для участия в Избирательном собрании женщины выдавали им доверенности. Таким же образом избирательное право реализовывалось теми, кто отсутствовал на время выборов или, достигнув гражданского совершеннолетия (21 год), не имел ещё требуемого законом для участия в выборах возраста 25 лет.
Накануне объявленных выборов составлялись списки избирателей. Первыми в них вписывались фамилии тех обладателей имущественного ценза, кто уплачивал с него наибольшие суммы в доход города. Далее фамилии шли в порядке убывания этих сумм.
Список делился на три неравные части (разряды или курии).
К первому разряду относили тех, кто уплачивал сообща одну треть общей суммы сборов.
Ко второму разряду — также одну треть (вторую).
К третьему разряду – всех остальных, кто уплачивал последнюю треть сборов.
Каждый разряд мог избрать равное количество гласных, то есть членов Думы. Выборы проводились «закрытой подачей голосов, посредством баллотировки шарами»: белый шар – «за», черный – «против».
Указанное «Городовое Положение» действовало с 1870 по 1892 годы, до введения нового Положения. В состав Азовской городской Думы на 1890 г. входило 72 гласных. Среди них 8 купцов, 56 мещан, 1 крестьянин, 7 чиновников. Этот состав Думы сохранился до избрания новой Думы по Положению 1892 года. До 1894 года должности городского Головы в Азове занимали купцы Котелевец Е.Ф., Васильев П.А., Токарев И.Г., Пятибратов Г.Н. (два срока службы).
«Городовое Положение» 1870 года и утвержденные органы местного самоуправления оказались, безусловно, шагом вперед. Но на самом деле реальной власти не имели. Круг вопросов, ими решаемый, сводился к хозяйственным проблемам посада.
Городские Думы, подчиняясь Губернатору (в области Войска Донского – Наказному атаману), нередко сталкивались с отменой или приостановкой своих решений. Но купечество России успело сыграть свою заметную, а порой значительную роль в развитии городов. В определенной мере это случилось и с Азовом. Но об этом и о новых реформах органов самоуправления в России вы узнаете из следующей статьи.

Черцова С.А., старший научный сотрудник Азовского музея-заповедника

 

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Ремонт холодильников 1116
Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.