СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2016   2017   2018   2019

ЗАО «Азовский Полиграфист» - все виды полиграфических услуг в Азове

Дело всей жизни

Как-то шла я мимо детского сада, невольно прислушиваясь к происходящему на игровой площадке, где воспитатель доходчиво, последовательно и занимательно — будто переводя на детский язык – что-то объяснял малышам. Мне стало интересно — я остановилась и несколько минут наблюдала за общением между детьми и взрослым. Картина была необыкновенно гармоничной! Тут же пришло на ум известное высказывание о том, что настоящий педагог может делать трудные вещи легкими. Было ясно — это тот нечастый случай, когда владение профессией благодаря знаниям, опыту и личным качествам становится искусством. Так я познакомилась с А.М. Полях, воспитателем высшей категории детсада №22.
Мне было очевидно, что та благородная работа, которой Анна Михайловна посвятила 44 года (!) — ее призвание, и мечтала она о ней с юных лет. Оказалось однако, что все обстоит несколько иначе. Можно сказать — сама жизнь распорядилась так, что Анне Михайловне, на самом деле грезившей о карьере учителя, суждено было стать воспитателем. Родственная стезя и все же — другая.
Анна Михайловна родом из Верхнедонского района, из деревни, что близ знаменитых Вешек. Ее первыми воспитанниками стали два младших брата: "Мама, папа работали, а мальчики были на мне. Один младше на полтора года, другой — на семь, его я нянчила по полной программе". Но не о работе воспитателя думала девушка — о ней она не имела никакого представления: детсада в деревне попросту не было — а о школе, о том, чтобы вслед за любимой учительницей математики Е.Н. Мирошниковой, которая очень красиво рассказывала о нашем городе, приехать в Азов и поступить в педучилище. И она поступила, в 1975 году получила диплом учителя начальных классов, однако, волею случая избежав распределения в дальние края и оставшись в полюбившемся ей Азове, пошла работать в детсад: там требовался воспитатель, а в школе мест пока не было. "К школе я была готова, но у меня вообще не было знаний по дошкольной педагогике, — вспоминает моя визави. — Я так боялась! Моя первая заведующая Л.Г. Марченко садилась во время прогулок рядом со мной и рассказывала о специфике профессии".
Несколько лет молодого специалиста, человека советской (в лучшем смысле) закалки - ответственного, порядочного, ищущего, стремящегося к самосовершенствованию — терзали сомнения: правильный ли путь ею выбран, соответствует ли она тем критериям, что диктует профессия. Каждый год возникали мысли об уходе: "Чувствовала — не мое". И только сделав первый выпуск, когда родители стали подходить и благодарить, она поняла — все сложилось, получилось — и решила остаться. Уверенности в собственных силах придала и ставшая настольной книга В.П. Смыш "Моя профессия — воспитатель детского сада": "Я прочла и поняла — не имея соответствующих знаний, интуитивно я действовала правильно".
Разговор с Анной Михайловной получился долгим и интересным. Она не только рассказывала о себе, но и размышляла о проблемах дошкольного воспитания, о взаимоотношениях с детьми и родителями.
— Дети, — говорит она, — разные, и подход нужен разный. Родители тоже бывают разными. Даешь анкету с вопросом — что бы вы хотели от детского сада, и они пишут: чтобы ребенок был чистым. Это значит — не играл (может упасть, вымазаться), не рисовал (выпачкается). Другие пишут: чтобы научили ходить на горшок. Так это обязанность родителей! Они забывают, что являются основными воспитателями, а мы — их помощники. Легче тогда работать с родителями, когда они это понимают. Вот сейчас мы с Мариной Александровной Корниенко (работаем вместе уже сто лет — очень слаженно, она мне больше, чем напарница) набираем группу и сразу распределяем обязанности.
— А какие советы, — спрашиваю, — Вы бы еще дали молодым родителям?
— Ребенка не нужно пугать детским садом ("я отдам тебя тете и больше за тобой не приду!"). Если родители хотят, чтобы ребенок быстро влился в коллектив, он должен соблюдать режим и приходить к началу зарядки. Мы его встречаем с радостью. Он быстренько раздевается, бежит в группу — и он уже наш.
Многие дети не умеют жевать. Трехлетних деток кормишь, а они сосут с ложки, в ясельной группе ходят с сосками и подгузниками, хотя этого быть не должно.
В младшей группе постоянно приходится напоминать, чтобы дети не кусались — в силу возраста они не могут еще поделиться игрушкой, и здесь всегда надо быть рядом. И я постоянно напоминаю родителям: "Забирая ребенка из детсада, не спрашивайте его — кто тебя обижал?" Вопрос должен быть другим: "Ты кого-нибудь обидел?" От того, как он сегодня поступает, зависит его будущий характер.
Другой часто задаваемый вопрос: «Что ты сегодня кушал?» Но гораздо важнее этого поинтересоваться, как живет ребенок в коллективе, как чувствует себя в нем.
В старшей группе дети уже не дерутся — дружат, приглашают друг друга на дни рождения. Чтобы они не ссорились и уступали друг другу, наша задача в младшей и средней группе — сплотить коллектив. Мы постоянно повторяем — умнее тот, кто уступает. Малыши еще этого не понимают, а в старшей группе стоит об этом напомнить, когда, например, все спешат занять место у умывальника, и дети тут же от него отходят. Мальчики пропускают вперед девочек.
— Имея такой большой опыт работы, скажите – насколько полезно ребенку находиться, взрослеть в детском саду?
— Да, это много значит. У нас есть шутливое выражение: прошел курс молодого бойца. То есть, ребенок уже усвоил правила поведения. Если выходим в раздевалку, а там находятся чьи-нибудь родители, мы должны обязательно поздороваться. И дети кричат: "Доброе утро!"
Как не отдать ребенка в детский сад, если у нас, помимо нашей программы "От рождения до школы", Марина Александровна ведет занятия по природоведению (дети рисуют, наблюдают, сажают растения, ставят эксперименты), а моя тема — "Чтобы дети были живы, счастливы, благополучны" — посвящена пожарной безопасности, по ней у нас очень много пособий. В конце учебного года проводим итоговое занятие (в этом году оно проходило с участием Бабы Яги, которой дети рассказывали о правилах пожарной безопасности), его посещают и школьники — наши выпускники. Дети побывали на выставке пожарной техники, забирались на огромные машины, лодки и катера, ели кашу, приготовленную в полевой кухне, наблюдали, как разрезается машина, чтобы достать пострадавшего. Мы выступаем на торжествах в военкомате, посещаем музей боевой славы.
В подготовительной группе изучаем математические понятия —больше-меньше, длиннее-короче и пр, состав чисел, звуковой состав слов, знакомим детей с часами и календарем. У нас висит отрывной календарь, и первый, кто пришел в группу, срывает листок — начинается новый день.
Выпускники А.М. Полях с благодарностью вспоминают о днях, проведенных в детском саду, и поддерживают с любимыми воспитателями связь — звонят, навещают, рассказывают о себе, о своей семье и уже своих детей приводят в группу Полях-Корниенко. Специально высчитывают – когда родить ребенка, чтобы его наставниками были именно эти специалисты. И для нового поколения маленьких азовчан, как и для их родителей, Анна Михайловна становится и учителем, который все знает, и товарищем по играм, и близким человеком, который все поймет и поможет в любую минуту.
Секрет такой востребованности очень прост: Анна Михайловна любит детей и живет для них – без этого, убеждена она, работа воспитателя не имеет смысла. Доброта, доброжелательность, открытость – вот что главное в отношении с ними, считает она. «Вошел в группу – все, свое настроение оставь за порогом. И все будет легко и хорошо».
— В школе, — резюмирует она нашу беседу, — учитель может сказать «мои дети». А у нас они – наши: мои, М.А. Корниенко, Н.П. Своеволиной, Т.Б. Мавриной и О.В. Кондыревой. Только все вместе мы можем сделать детство счастливым!

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Ремонт холодильников 1116
Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.