СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024
Требуются 7839

Вспомним всех поимённо. Герои Советского Союза. Иван Никитович Кожедуб

Лётчик-ас времён Великой Отечественной войны, наиболее результативный лётчик-истребитель в авиации союзников (64 сбитых самолета), трижды Герой Советского Союза, Маршал авиации.

Иван Кожедуб родился в селе Ображиевка Шосткинского района Сумской области Украины в крестьянской семье. Окончил неполную среднюю школу и химико-технологический техникум. Ваня был младшим в семье, нежданным «последышком», родившимся после большого голода в 1920 году.
В 1938 году судьба привела его в аэроклуб. Нарядная форма учлётов сыграла в этом решении отнюдь не последнюю роль. Здесь в апреле 1939 года Кожедуб совершает свой первый самостоятельный полёт на У-2.
Он учился в Чугуевской военной авиационной школе лётчиков, летал на УТ-2, УТИ-4 и И-16. Как один из лучших курсантов, к своему глубокому разочарованию, был оставлен на должности лётчика-инструктора.
В начале войны сержант Кожедуб (по иронии судьбы в «золотом выпуске» 1941 года лётчики были аттестованы сержантами), эвакуированный вместе с училищем в Среднюю Азию, ещё более настойчиво занимается «истребительным» самообразованием: изучает вопросы тактики, конспектирует описания воздушных боёв, вычерчивает их схемы. Дни, в том числе и выходные, распланированы по минутам, всё подчинено одной цели — стать достойным воздушным бойцом. Поздней осенью 1942 года после многочисленных просьб и рапортов старший сержант Кожедуб в числе других инструкторов и выпускников училища был направлен в Москву на пункт сбора лётно-технического состава, откуда попал в 240-й истребительный авиаполк, которым командовал ветеран Испании майор Игнатий Солдатенко.
26 марта 1943 года он впервые вылетел на боевое задание. Вылет оказался неудачным — во время атаки на пару Ме-110 его «Лавочкин-5» был повреждён «Мессером», а затем обстрелян зенитной артиллерией своей же ПВО. Кожедуб чудом остался жив: бронеспинка защитила от фугасного снаряда авиационной пушки, а ведь в ленте фугасный снаряд, как правило, через один чередовался с бронебойным…
Кожедуб сумел довести избитую машину до аэродрома. Лишь заступничество Солдатенко, то ли разглядевшего в молчуне-неудачнике будущего великого бойца, то ли пожалевшего его, спасло Ивана от перепрофилирования. Месяцем позже получил он новый Ла-5.
…Курская дуга. 6 июля 1943 года. Именно тогда, в своём 40-м боевом вылете, 23-летний пилот открывает боевой счёт. Вступив в составе эскадрильи в схватку с 12 вражескими самолётами, молодой лётчик одерживает первую победу — сбивает пикировщик Ju-87. На другой день он одерживает новую победу — сбил ещё один «лаптёжник». 9 июля Иван Кожедуб уничтожает сразу 2 истребителя Ме-109. Несмотря на нелюбимые истребителями задания по прикрытию наземных войск и сопровождению, Кожедуб, выполняя их, одержал ещё 4 официальные победы.
В сентябре 1943 года на счету Кожедуба было уже 8 сбитых вражеских самолётов, когда над Днепром разгорелся новый этап ожесточенных воздушных сражений. 30 сентября, прикрывая переправы через реку, он, по стечению обстоятельств, остался без товарищей и вынужден был в одиночку отражать налёт 18-ти Ju-87. Бомбардировщики Люфтваффе приступили к пикированию, а некоторые из них даже успели сбросить бомбы. Атаковав самолёты с высоты 3500 метров, Кожедуб ворвался в боевые порядки противника и неожиданными и резкими маневрами поверг врага в смятение. «Юнкерсы» прекратили бомбёжку и встали в оборонительный круг. Хотя в баках истребителя оставалось мало топлива, советский лётчик предпринял ещё одну атаку и расстрелял снизу в упор одну из вражеских машин. Вид падающего в пламени Ju-87 произвел надлежащее впечатление, и остальные бомбардировщики поспешно покинули поле боя.
В боях за Днепр лётчики полка, в котором воевал Кожедуб, впервые встретились с асами Геринга из эскадры «Мельдерс» и выиграли поединок. Увеличил свой счёт и Иван Кожедуб. Лишь за 10 дней напряжённых боёв он лично сбил 11 вражеских самолётов.
К октябрю 1943 года командир эскадрильи 240-го истребительного авиационного полка старший лейтенант И.Н. Кожедуб совершил 146 боевых вылетов и лично сбил 20 самолётов противника.
В ноябре 1943 года 240-й ИАП, длительное время участвовавший в труднейших воздушных боях, был отведён в ближайший тыл на отдых. Полученное время лётчики использовали для лётных тренировок, изучения особенностей вертикальных маневров и многоярусных боевых порядков истребителей. Все новшества Кожедуб заносил в свой блокнот, вычерчивая на бумаге различные тактические схемы. К этому моменту на его счету числилось 26 сбитых самолётов противника, за которые 7 ноября он был награждён Почётной грамотой ЦК ВЛКСМ.
4 февраля 1944 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками, Иван Никитович Кожедуб был удостоен звания Героя Советского Союза.
В мае 1944 года командир эскадрильи капитан И.Н. Кожедуб, имевший уже 38 воздушных побед, получил новый Ла-5Ф — подарок колхозника В.В. Конева. Тот внёс свои деньги в фонд Красной Армии и попросил построить самолёт имени своего племянника, подполковника Г.Н. Конева, погибшего на фронте. Просьба патриота была выполнена, и машину передали Кожедубу. На ней в течение короткого времени Кожедуб сбил 8 самолётов противника (включая 4 FW-190), доведя счёт своих побед до 45. Сбил он и несколько известных немецких асов.
В конце июня 1944 года советский ас был переведён заместителем командира в знаменитый 176-й Гвардейский истребительный авиаполк. Это соединение первым в советских ВВС в августе 1944 года получило новейшие истребители Ла-7. К середине 1944 года гвардии капитан И.Н. Кожедуб довёл счёт боевых вылетов до 256 и сбитых самолётов противника — до 50.
За образцовое выполнение боевых заданий командования, мужество, отвагу и геройство, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 19 августа 1944 года И.Н.Кожедуб был награжден второй медалью «Золотая Звезда» Героя СССР.
Освоив новый истребитель, Кожедуб с сентября 1944 года уже в Польше, на левом крыле 1-го Белорусского фронта, ведёт бои способом «свободной охоты». Сначала он получил 3-пушечный вариант истребителя, а затем пересел на обычный 2-пушечный. Именно этот самолёт с бортовым номером «27», на котором Иван Кожедуб одержал последние победы, сейчас является украшением коллекции Монинского музея авиации.
В конце сентября 1944 года по приказу командующего ВВС маршала А.А. Новикова в Прибалтику для борьбы с истребителями — «охотниками» противника была направлена группа лётчиков под командованием Кожедуба. Ей предстояло действовать против группы немецких асов. Так сошлись друг против друга советская и немецкая школы истребителей-«охотников». В течении всего лишь нескольких дней боёв наши лётчики сбили 12 самолётов противника, потеряв лишь 2 своих. Три победы записал на свой счёт Кожедуб. Потерпев столь сокрушительное поражение, немецкие «охотники» были вынуждены прекратить активные полёты на данном участке фронта.
19 февраля 1945 года в бою над Одером Кожедуб вписывает в свою биографию важный штрих — уничтожает реактивный Me-262, в кабине которого находился унтер-офицер Курт Ланге из 1./KG (J) 54. 17 апреля 1945 года в 5-м за день вылете над столицей Германии Иван Кожедуб одержал свои последние победы — сбил 2 истребителя FW-190.
Всего за время Великой Отечественной войны он совершил 330 боевых вылетов, провёл 120 воздушных боёв и лично сбил 64 самолёта противника. 18 августа 1945 года ему было присвоено звание трижды Героя Советского Союза.
Кожедуб редко возвращался из боевого вылета без победы. Но, будучи ярко одарённым, талантливым человеком, в то же время неизменно проявлял великую скромность. Он, например, никогда не записывал на свой счёт сбитый самолёт противника, если сам не видел, как тот упал на землю.
Кожедуб ни разу не был сбит сам, хотя и неоднократно приводил повреждённый истребитель на аэродром. За войну он сменил 6 «Лавочкиных», и ни один самолёт не подвел его. И он не потерял ни одной машины, хотя случалось гореть, привозить пробоины, садиться на усеянные воронками аэродромы…
По окончании войны Кожедуб продолжил службу в ВВС. В 1949 году окончил Краснознамённую Военно-воздушную академию. В это же время он оставался действующим пилотом-истребителем, освоив в 1948 году реактивный МиГ-15. Во время войны в Корее с апреля 1951 по январь 1952 года командовал 324-й истребительной авиационной дивизией в составе 64-го истребительного авиационного корпуса. За это время лётчики дивизии одержали 216 воздушных побед.
В 1956 году окончил Военную академию Генерального штаба. С июня 1962 по август 1963 год — командующий 76-й воздушной армией. В 1964-1971 — заместитель командующего ВВС Московского военного округа. С 1971 служил в центральном аппарате ВВС, а с 1978 года — в Группе генеральных инспекторов Министерства Обороны СССР. В 1970 году Кожедубу присвоено звание генерал-полковника авиации. А в 1985 году — воинское звание Маршала авиации.
Безупречный воздушный боец, лётчик и командир, офицер, беззаветно преданный своему делу, Кожедуб не обладал «вельможными» качествами, не умел и не считал нужным льстить, интриговать, лелеять нужные связи, замечать смешную, а порой и злобную ревность к своей славе.
Он безропотно вёл огромную общественную работу. Депутат Верховного Совета СССР, председатель или президент десятков различных обществ, комитетов и федераций, он был прост и честен как с первым лицом государства, так и с провинциальным правдоискателем.
Последние годы жизни Иван Никитович тяжело болел: сказывались напряжение военных лет и нелёгкая служба в мирные годы. Он умер у себя на даче от сердечного приступа 8 августа 1991 года, не дожив двух недель до развала великого государства, частью славы которого был он сам.

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.