СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024

Следы давно минувших дней…

С 14 по 18 октября в Азовском музее-заповеднике проходит международная научная конференция «Азак и мир вокруг него», в рамках которой состоялось открытие юбилейной выставки из цикла «Забытый город забытой страны», посвященной 750-летию Азова (17 октября 1269 года наш город впервые упоминается в письменных источниках) и 40-летию начала регулярных археологических раскопок на его территории. – Будут представлены находки 1979-2018 гг.

Выставка занимает один из самых больших залов музея – «греческий» — и как бы воссоздает облик древнего золотоордынского города. Зрителю нетрудно представить, что стоит он на его главной улице. Перед ним – телега водовоза, угол дома, лавка виноторговца с огромными глиняными сосудами на 35, 50 и 64 литра (они на самом деле найдены в лавке виноторговца). Дополняет картинку иллюстративная доминанта – изображение окрестностей и центра города — примерно того самого места, где археологи вели в этом году раскопки (перекресток Петровского и Толстого). Для удобства восприятия объекты на схеме несколько приближены друг к другу, на самом деле такой скученности не было: мастерская гончара находилась на месте кинотеатра «Октябрь», мечеть – там, где здание полиции, мельница на Лермонтова,40 и т.д.
Выставка делится на несколько частей как всегда, предельно насыщенных экспонатами и информацией. Сначала рассказывается о людях города, затем внимание переключается на сам город, его историю (конец XIII века, первая, вторая, третья и завершающая четверти XIV века, а также период после погрома войсками Тамерлана, когда Азак превратился в маленький поселок, жавшийся к стенам венецианского замка), здания, этнические группы, далее повествуется о быте, работе, отдыхе, духовной жизни горожан.
Центр зала занимает парадная посуда – та, что жители Азака, видимо, не без гордости выставляли в своих сервантах («У них, — поясняет заведующий отделом археологии АМЗ кандидат исторических наук А.Н. Масловский, — действительно были незастекленные шкафчики для парадной посуды»). На любой вкус и кошелек. Для богатых – роскошная, привезенная издалека. Из Азербайджана, Италии, Китая, Испании, Ирана — минаи, люстровая, «рисовое зерно» (когда в стенках емкости делаются сквозные дырочки, которые заливаются глазурью – на просвет смотрится как прозрачное стеклянное окошечко). Бюджетный вариант — посуда местного производства, красноглиняная с зеленой глазурью. Выглядит проще, но стильно и эффектно (между прочим, гораздо симпатичней, чем керамика из Венеции с непонятным орнаментом). Изготавливалась она в том числе на заказ. Пример тому – чаша с изображением лани.
Наверное, самые загадочные экспонаты на выставке — глиняные трапециевидные формочки, красивые с обеих сторон. С разными рисунками – то двуглавый орел, то «лунный заяц», стоящий под деревом олень и пр. На обратной стороне на некоторых имеется надпись на армянском (точнее, аббревиатура; помощь в ее расшифровке предложили уже два носителя языка), зооморфные изображения. Ученые до сих пор не понимают предназначение данных предметов. Подобные формочки находят только в крупных золотоордынских центрах. Изделия, которые были бы в них изготовлены, отсутствуют. Скорей всего, это что-то неметаллическое, хотя технологически отлить металл в них возможно.
Может быть, в формочках пекли пряники? Может, вещи несъедобные, но из органического материала – из воска, например? Демонстрируемый набор формочек ремесленник спрятал по непонятной причине в хозяйственной яме (вряд ли их выкинули), а потом на этот клад наткнулись археологи. Правда, к тому моменту яма была частично уничтожена. «Это пример того, какой вред наносят строители», — говорит А. Масловский.
Другая загадка – форма для нанесения орнаментов на керамическую посуду. Форма есть, а керамики с таким орнаментом – нет. Местная керамика со штампованным орнаментом — редкая находка, но керамика с орнаментом с найденных форм вообще отсутствует. Как это объяснить?
Перейдем к экспонатам. Вот медный котел – шедевр ремесла — выкован из одного листа без швов. Небольшой тандыр – в нем не пекли лепешки: готовили кушать, также использовали для обогрева жилища. Архитектурные детали из ракушечника и известняка; типичное для Азака надгробие с изображением символа света – лампы; византийские мраморные ступки (по слухам, одна из ступок музейного собрания прежде находилась на колхозной ферме, и доярки толкли в ней коровам соль); фрагменты хороса – светильников, которые находились в главной православной церкви города, а также фрагменты светильника из мечети; шахматные фигурки – ладьи, слоны; древний пупсик, гирьки, меч итальянского наемника, сфероконусы. Интересный экспонат — стопка местной керамики. Местное производство доказать обычно крайне сложно, потому что даже брак иной раз поступал в продажу и шел на импорт, но эти бракованные чаши выбросили стопкой, они слиплись да так – стопкой – и были найдены.
Малозаметный, ничем не примечательный на первый взгляд, но очень ценный экспонат – маленький глиняный горшочек эпохи энеолита – самая древняя находка из керамики на территории Азова (в коллекции музея только каменные тесла синхронны с ней по времени), датируется IV тысячелетием до н.э. Обнаружен горшочек на Измайлова, 22. Расположенная рядом жаровня (найдена на Чехова, 3) тоже необычайно древняя – II тысячелетия до н.э., относится к катакомбной культуре. Другая маленькая сенсация – керамика из пережившего погром Азака первой четверти XV века. «Город сжался до поселочка, — рассказывает А. Масловский, — но мы нашли его следы».
Одна из витрин посвящена турецкому Азову и первому десятилетию русского Азова, полторы витрины занимает античность. Совсем немного по сравнению с золотоордынским периодом. И во время раскопок соотношение находок такое же – львиная доля Азак Золотой орды.
Мы привыкли считать, что нашему городу под тысячу лет, но это не так. На выставке есть карта, где видно – Азов весь покрыт раскопами, расстояние между ними составляет каких-то 100-200 метров, найдены даже места стоянок кочевников (от здания городской администрации до Красноармейского), например, аланское стойбище I-II вв, и если бы мифический тысячелетний город существовал на самом деле – археологи обнаружили бы его следы. (От Юрия ГОЛУБЕВА: Это позиция исследователя, которого, я глубоко уважаю. Но, есть его коллеги, думающие иначе. Мечтаю эту дискуссию опубликовать на наших страницах.)
Напоследок я попросила Андрея Масловского обрисовать результаты раскопок на Петровском:

— Мы пересекли весь центр города, более того – мы смогли выделить ширину полосы наиболее плотной застройки. На самом деле то место, где находился центр (в Азаке – З.С.), просто бросалось в глаза во время раскопок. Мы выделяем центральный район, северо-восточный, юго-восточный, западный, которые друг от друга довольно серьезно отличались. Но по центру центрального района проходил «позвоночник» города, он протянулся от реки до района ж/д вокзала. На этой полосе шириной примерно 300 метров кипела основная деловая и ремесленная деятельность. Здесь найдены почти все крупные дома, две трети всех ремесленных мастерских, все весовые гирьки и 90% всех монет.
— Что является главной сенсацией раскопок на Петровском?
— Наверно, каменные здания. В этом году каменных деталей найдено больше, чем за весь период предыдущих раскопок. Было непонятно, что имел в виду Ибн Батутта, когда писал, что город был красивой постройки. И вот теперь выяснилось – каменных зданий было достаточно много. На узкой полосе от Пушкина до Ленинградской мы нашли четыре крупных каменных здания. То, что напротив почты, длиной метров 25, здание у фонтана имеет площадь несколько сотен квадратных метров.
— Когда мы увидим итоги этих раскопок в виде выставки?
— В марте следующего года.

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.