СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024
Требуются 7839

Вспомним всех поимённо. Герои Советского Союза. Михаил Борисов и Иван Бутенко

Курская битва (5 июля-23 августа 1943 г.) — одна из ключевых в ВОВ и, величайшая из битв в истории человеческой цивилизации: почти 2 миллиона человек столкнулись в смертельной схватке! Цифры потрясают: 6 тысяч танков, 4 тысячи самолетов — даже сейчас трудно представить такое количество военной техники на очень небольшом пространстве – 150 на 200 км, которое действительно вздыбилось от взрывов, грохота орудий, скрежета железа. Неба было не видно от гари и копоти. Количество, разорванных в клочья снарядами поддаётся лишь приблизительным подсчётам. В бою под Прохоровкой в крупнейшем в истории встречном танковом бою, на поле боя осталось около 400 немецких танков, 300 автомашин. Здесь расстаяли надежды Гитлера на победу.
Вот что вспоминал уцелевший в том адском котле Г.И. Пэнэжко, Герой Советского Союза: «…Стоял такой грохот, что перепонки давило, кровь текла из ушей. Сплошной рев моторов, лязганье металла, грохот, взрывы снарядов, дикий скрежет разрываемого железа… От выстрелов в упор сворачивало башни, лопалась броня, взрывались танки… Открывались люки, и танковые экипажи пытались выбраться наружу… мы потеряли ощущение времени, не чувствовали ни жажды, ни зноя, ни даже ударов в тесной кабинке танка. Одна мысль, одно стремление – пока жив, бей врага. Наши танкисты, выбравшись из своих разбитых машин, искали на поле вражеские экипажи, тоже оставшиеся без техники, и били из пистолетов, схватывались врукопашную…»
Мой дед — Иван Ильич ГОЛУБЕВ в этой жуткой битве был простым пулемётчиком. Отсюда бабушке пришло письмо: «Пропал без вести». Мы расскажем о подвигах двух бойцов, удостоенных звания Героя за сражение на Курской дуге.
В Курской битве Михаил Федорович Борисов участвовал в должности комсорга артиллерийского дивизиона 58-й мотострелковой бригады 2-го танкового корпуса (Воронежский фронт).
11 июля в районе Прохоровки одну из батарей дивизиона атаковали 19 танками противника. Это оказались «Тигры», которых пришлось подпустить на близкое расстояние для гарантированного поражения.
Первым же залпом батарея подожгла 2 танка, однако ответным огнем она была уничтожена. Борисов оказался единственным выжившим из 28 человек. Тогда он сам встал к орудию и прямой наводкой подбил 7 танков. Сам он оценивал количество лично подбитых танков в том бою как 8, а точнее — семь с половиной — восьмой танк был только остановлен выстрелом в упор, срикошетившим от его переднего бронелиста снарядом (подбит наполовину), поэтому Борисов засчитал его, как половину танка.
Эта «половинка» выстрелила и уничтожила орудие Борисова, в результате чего он был ранен («…и эта половинка меня добила» — вспоминал Михаил Фёдорович).
Но ему повезло, – его поединок с «Тиграми» со своего наблюдательного пункта видел в стереотрубу командир корпуса генерал Алексей Попов. Он приказал начальнику политотдела бригады Ивану Щукину вытащить геройского бойца из-под огня.
В госпитале Борисова прооперировали. Через неделю, скопив немного черного хлеба, он сбежал забинтованный, без документов в свою часть. По дороге узнал, что за бой у Прохоровки представлен к званию Героя Советского Союза. С некоторой задержкой награждение состоялось в штабе фронта.
Узнал также и о том, что после того боя он – гвардии старший сержант Михаил Борисов – попал в список личных врагов Гитлера, наряду со Сталиным и маршалом Жуковым, диктором Всесоюзного радио Юрием Левитаном и композитором Дмитрием Шостаковичем, чья Седьмая симфония прозвучала в осажденном Ленинграде.
Много лет спустя его беспримерный подвиг внесли в книгу рекордов «Планета» – аналог Книги рекордов Гиннесса.
Михаил Федорович занимался литературной деятельностью, был талантливым поэтом. Несколько стихотворений он посвятил битве под Прохоровкой:
…Под Прохоровкой снова тишина,
Хотя хрипят обугленный танки,
И с каждым часом явственней слышна
Здесь колгота вороньей перебранки.
Лежу ничком, сжимая кулаки.
И кажется, что прямо за спиною
Россия-мать глядит из-под руки
На то, что было нашей огневою.
И кое-как поднявшись во весь рост
И протерев глаза /от дыма, что-ли/,
Я вместе с ней гляжу,
Как на погост,
На черное истерзанное поле.
***
К июлю 1943 года гвардии лейтенант Иван Ефимович Бутенко командовал танком «Т-34» 25-й гвардейской танковой бригады 2-го гвардейского танкового корпуса Воронежского фронта.
Во время атаки на высоту у села Смородино, где враг сосредоточил сильную артиллерийскую группировку, замаскировал танки и вел усиленный артиллерийский огонь, танк Бутенко прорвался к немецкому боевому охранению, гусеницами уничтожил 3 пулеметные точки и вывел из строя противотанковое орудие, обратив в бегство противника. Но тут же столкнулся с 8 находившимися в засаде немецкими танками и принял неравный бой. Экипажу удалось уничтожить один танк, но остальные открыли по ним огонь. В результате прямого попадания танк Бутенко лишился своей пушки, и тогда Иван Ефимович принял неожиданное решение – идти на таран. Совершив двойной таран ударом лобовой брони, танк Бутенко загорелся, механик-водитель погиб, а радист получил тяжелое ранение. Выскочив из горящей машины, Бутенко вырвал у вражеского офицера пистолет и убил его и еще нескольких солдат. Захватив у убитого офицера документы, несмотря на сильный артиллерийский и минометный обстрел, Бутенко сумел вынести раненого радиста из-под огня. Его отвага и находчивость способствовали успешному выполнению боевой задачи.
Осенью в бою под Смоленском Иван Ефимович погиб, и звание Героя в начале 1944 года ему было присвоено посмертно.

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.