СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024

«Азовское сидение» Нестора Кукольника

Азовское сидение было настолько ярким и значительным событием, что слава о великом мужестве и стойкости казаков запечатлелась во многих произведениях – народных и авторских. Всем нам хорошо известно имя Г.И. Мирошниченко, чья книга стала настоящим памятником азовским героям. Но мало кто знает, что первым писателем, замолвившим в художественной литературе слово о подвиге казаков, был ныне забытый, а в XIX веке невероятно популярный писатель Нестор Васильевич Кукольник, чей портрет кисти Брюллова находится в собрании Третьяковки.
Впрочем, сейчас идет активное и всестороннее переосмысление культурного и общественно-политического наследия Кукольника. Его творчество называют обширным и многогранным, введенные им в обиход приемы, мотивы и жанры – новаторскими, его участие в судьбе украинского поэта и художника Т.Г. Шевченко, писателя-сатирика М.Е. Салтыкова-Щедрина – общепризнанным. Вспоминают о его дружбе с К.П. Брюлловым, о творческом тандеме с великим М.И. Глинкой (Кукольник – один из соавторов стихов либретто опер «Иван Сусанин», «Руслан и Людмила», автор слов знаменитого «Жаворонка»), о том, что на его стихи написали музыку почти три десятка композиторов. А.П. Керн вспоминала: «Глинка бывал у меня почти каждый день: поставил у меня фортепиано и тут же сочинил музыку на 12 романсов Кукольника, своего приятеля. Когда он, бывало, пел эти романсы, то брал сильно за душу…»
Однако еще не так давно Кукольнику доставались одни тумаки, как «беззастенчивому трубадуру самодержавия», а при жизни за идею беспредельной преданности престолу его труды вместе с шумным сенсационным успехом и одобрением монарха удостоились снисходительной иронии и злословия коллег и критиков.
Войдя во вкус, они ставили ему в вину даже писательскую плодовитость.
Во время Крымской войны Нестор Васильевич покинул блистательный Петербург и обосновался сначала в Новочеркасске, затем в Таганроге, с головой ушел в общественную деятельность. Его хлопотами был основан Новороссийский университет — Кукольник первый поставил и обосновал необходимость университетского образования на Дону и в Приазовье, в нескольких городах Области войска Донского стали печататься газеты и прочее.
Неоднократно Н. Кукольником ставился перед правительством вопрос о необходимости принятия надлежащих мер по экологической защите Таганрогского залива Азовского моря. – Увы, он актуален и сегодня!
«Обстоятельства приковали мои ноги к этой несчастной земле, на которой есть жители, но нет граждан», — так писал Нестор Васильевич в своем дневнике.
Именно в этот период из аналогии между древним событием и современным проявлением храбрости и силы духа гарнизоном Севастополя у него возник замысел «Азовского сидения». – Шла неудачная Крымская война. Русские войска героически обороняли Севастополь. Несмотря на мужество защитников, город был отдан врагу.
Всё повторялось, как и двести лет назад. Кукольник считал, что обращение к Азовскому сидению прозвучит «патетически, современно и полезно».
Работая над драмой, писатель побывал в Азове, Старочеркасске, где видел в соборе Азовское паникадило, украшавшее, по легенде, церковь Иоанна Предтечи, прикасался к реликвиям – свидетелям сидения: Азовским воротам, весам и пушкам. Его часто можно было встретить на станичных базарах, в гуще народа с записной книжкой в руках. Кукольник говорил, что таким образом изучает народный быт, казачьи нравы, говор, песни, чтобы затем передать все это в своем произведении.
«Азовское сидение» было закончено и издано в Петербурге в 1855 году. Иллюстрации к нему выполнил художник императорских театров Исаков.
Писатель настолько вдохновился одержанной вопреки всем военным правилам победой казаков, что просил Глинку написать оперу. Композитор отказался по причине сильной занятости, но, когда неугомонный Кукольник сам приступил к сочинению музыки, согласился править нотный текст.
К сожалению, драма «Азовское сидение» вышла всего раз тиражом 500 экземпляров. Найти ее до настоящего времени не представлялось возможным нигде, кроме Ленинской библиотеки. Однако теперь, судя по всему, осуществлены переиздания.
Несчастливо сложилась и театральная судьба произведения: его поставил однажды любительский казачий театр. И всё.
Драма эта есть в интернете – познакомьтесь, если есть желание. Вполне добротная вещь. А, быть может, на этот готовый, по сути, сценарий обратят внимание наши театры – ТЮЗ, Камерный? Приведу маленький отрывок из «Азовского сидения» Кукольника (слова Войскового атамана после победы над турками о снаряжении станицы – посольства — в Москву):
Отдав Божие Богови – вознесем очи и сердца наши
К Москве кременной, к царю нашему православному!
Не замедлим утешить отца-государя вестию великою!
Слушайте! Слушайте! – для этой великой вести снаряжаю станицу,
И потому назначаю в Москву, в ту легкую станицу
Походного атамана Наума Васильева да есаула Порошина,
А двадцать четыре казака должны быть избраны не по жребию,
А на ком честных азовских ран больше…
Да возрадуется всевеликое государево сердце!
Да падет свет его очей на вас,
Именитых богатырей Азовских!
Большей награды я вам не придумаю…
Быть может, если бы «Пушкин русской музыки» (так называли Глинку) соблаговолил написать оперу, «Азовское сидение» гремело бы это промзведение на лучших сценах страны? Быть может, его слава еще впереди? Верится с трудом.
Умер Н.В. Кукольник внезапно, не дожив до 60-ти, в декабре 1868 года, собираясь в театр. Был похоронен в Таганроге в своем имении близ рощи Дубки. За 4 года до этого он писал Краевскому: «… высшая моя цель – послужить пользам города (Таганрога – З.С.), который может быть и вероятно должен похоронить и поминать меня»… Увы, в 30-е годы XX века могила Кукольника была разрыта с целью ограбления.
Да, наш долг – помнить Нестора Васильевича, много сделавшего для процветания Приазовья и обратившего своим произведением самое пристальное внимание на героический факт нашей истории.

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.