СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024

Вспомним всех поимённо. Герои Советского Союза. Николай Яковлевич Тотмин

Родился Тотмин в 1919 году в семье крестьянина. Окончил семилетнюю школу, два курса Канского сельскохозяйственного техникума и аэроклуб, работал в колхозе. В ряды РККА вступил в 1939 году. В 1940-м окончил Батайскую военную школу пилотов. Служил в 15-м истребительном авиаполку. С июня 1941 участвовал в Великой Отечественной войне, был летчиком 158-го истребительного авиаполка (39-я истребительная авиационная дивизия, Ленинградский фронт), летал на И-16.
За год участия в войне совершил 93 боевых вылета, провел 29 воздушных боев, в которых лично уничтожил семь немецких самолетов. В начале июля 1941 года во время воздушного боя над Ленинградом он совершил то, чего не делал еще никто в мире, — лобовой таран, и уничтожил вражеский самолет.
Об этом подвиге писали все центральные издания. Вот, например, как на пожелтевших страницах «Известий», датированных 24 июля 1941 года, рассказано о событии:
«Старшина Николай Яковлевич Тотмин внимательно осматривал свою машину, когда до его слуха донесся приближающийся гул моторов.
— Есть работа! — крикнул Тотмин и полез в кабину.
Боевая машина пронеслась над зеленым полем и пошла в высоту.
Восемь фашистских бомбардировщиков «Юнкерс-88» в сопровождении двух истребителей «Мессершмитт-109» уже достигли границы аэродрома и стали заходить на бомбометание.
Противник действовал спокойно, не видя никаких препятствий на своем пути. И вдруг сзади по фашистким бомбардировщикам ударил огненный ливень. Плоскости одного «Юнкерса» задымились.
Тотмин решил добить врага, но в это время почувствовал, как по спинке его сиденья застучали пули. Старшина резко развернул свою машину и бросился в схватку с двумя «Мессершмиттами».
Решительный маневр подействовал. Один из вражеских летчиков уклонился от боя и кинулся вслед за уходившими бомбардировщиками.
Второму бандиту уйти не удалось.
Тотмин положил свой самолет в глубокий вираж. Немец сделал то же. Образовался замкнутый круг, по которому ходили две машины. Тотмин неотступно следовал за фашистким самолетом, все больше приближаясь к нему. Враг пошел на новый маневр — стал на боевой разворот с набором высоты. Тотмин бросил свою машину вслед за «Мессершмиттом».
Когда расстояние опять стало сокращаться, фашистский летчик начал атаку. Тотмин быстро развернулся и пошел врагу в лоб.
«Первым не сверну, — подумал старшина, — врежусь и докажу, что советские люди презирают смерть».
Когда просвет между истребителями сократился до нескольких метров, немец резко накренил машину влево.
— Не выдержал, вояка! — Процедил Тотмин сквозь зубы и в тот же миг принял смелое решение: накренил самолет в обратную сторону, и плоскость его, как ножом, срезала плоскость машины врага.
Ястребок вздрогнул. Герой-летчик оглянулся и увидел, что фашист, кувыркаясь и штопоря, падает на землю.
Самолет Тотмина стал крениться в сторону. Летчик прилагал все усилия, чтобы вывести его из штопора, но ничего не выходило. Тогда Тотмин выдернул кольцо парашюта и открыл ранец. Он сделал попытку вылезти из кабины, но поток воздуха зажал его в угол.
Летчик собрал последние силы, уперся ногами и руками и оторвался от сиденья. Струя воздуха подхватила шелковый купол, бросила его вверх и вырвала Тотмина из кабины.
Все это произошло в сорока метрах от земли. Еще не успевший хорошо наполниться парашют опустил героя-летчика на траву, недалеко от того места, где валялись обломки вражеского истребителя».
Поступок сибиряка и то, что он чудом уцелел, поразили всех. Вот что писал в своих воспоминаниях дважды Герой Советского Союза, Главный маршал авиации Александр Новиков: «Его таран — наивысшая форма героизма. В жестоком бою в районе Рожкополья с вражескими самолетами Тотмин израсходовал весь боезапас. Можно было попытаться уйти от противника, и никто не упрекнул бы его за это. Но Тотмин рассудил иначе: он должен драться до последнего вздоха. Кончились патроны, но есть таран. И комсомолец пошел на лобовой таран! Такого в истории мировой авиации еще не было. Вражеский пилот попытался увернуться от удара, но не успел, и советский истребитель врезался в неприятельскую машину. Тотмин каким-то непостижимым чудом уцелел и спустился на парашюте. Нетрудно представить себе даже неосведомленному человеку, что такое лобовой таран. Это — верная смерть. Две машины на огромной скорости несутся навстречу друг другу. Счет жизни измеряется секундами. У кого окажутся крепче нервы? Кто сдаст первым? Но и в случае, если кто-то свернет первым, возможность столкновения велика. Тотмин же шел именно на лобовой таран и сделал все возможное, чтобы противник не уклонился от удара».
22 июля 1941 года, ровно через месяц после начала войны, Николаю Тотмину было присвоено звание Героя Советского Союза. А в октябре 1942-го в 18 километрах севернее города Тосно Ленинградской области Тотмин погиб в воздушном бою. Его самолет упал в болото на оккупированной территории. Останки летчика и самолета в 1990 году обнаружены поисковым отрядом «МИФ» в районе поселка Гладкое в Тосненском районе. Опознать его самолёт удалось по номеру двигателя в Центральном архиве министерства обороны РФ. Похоронен Николай Тотмин на своей малой родине — в деревне Усть-Яруль Ирбейского района Красноярского края.
В Усть-Яруле в честь Героя установлена мемориальная доска. Именем Тотмина названы улицы в Красноярске, Усть-Яруле, Тосно, в селе Ирбейское.

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.