СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024

Тайны Острова лис

В музее появилась новая — красочная, содержательная и эмоционально насыщенная выставка «Боспорское царство и Нижний Дон», вторая из ряда запланированных выставок, посвященных 2500-летию Боспорского царства. Тема эта нынче у всех, сколько-нибудь интересующихся новостями, на слуху по причине создания нового туристического маршрута, в который вошел и Азов, – по местам, где в античное время располагались поселения древнего государства.
На выставке представлено 684 предмета – в основном из раскопок 1970-х годов, проводившихся экспедицией под руководством И.Б.Брашинского. Пятьдесят лет они хранились в фондах музея, не выставляясь, пока коллекцию не взялась описывать старший научный сотрудник АМЗ Н.И.Суворова. Знакомство с предметами повлекло за собой идею нового выставочного проекта, реализовать который предполагалось совместно с Институтом истории и международных отношений ЮФУ, долгие годы занимающимся исследованием Елизаветовского городища (о котором, собственно говоря, и пойдет здесь речь).
Выставка превосходно оформлена – это удалось благодаря командной работе хранителей коллекций, реставраторов, художника и специалистов по монтажу, - а также дополнена для наглядности исторической живописью художника А.С. Исакова, отличающейся достоверностью, поскольку автор тридцать лет проработал в Ростовском областном музее краеведения.
В путешествие в одну из колоний могущественного древнего царства посетители отправляются на воображаемом корабле – так, как когда-то боспорцы совершали поездки в Приазовье. 
...Точнее, с помощью географической карты Посидония (историка II века до н.э.), имеющей форму корабля (вид сверху), на которую нанесены и Рим, и Греция, и наш Танаис… Она уносит нас в те времена, когда в районе Елизаветовки с V по III вв. до н.э. находилось поселение – крупнейший из двадцати скифских зимников в устье Дона, где в IV веке до н.э. греки основали сначала квартал, затем большую колонию, просуществовавшую около пятидесяти лет. Как назывался этот важный центр Северо-Восточного Приазовья, неизвестно (как вы понимаете, Елизаветовское городище – название условное), но сам остров, на котором он располагался, именовался Алапекией, Островом лис. Колония дважды зарождалась и дважды – вместе с поселением — уничтожалась (во второй раз окончательно) во время охвативших Боспорское царство междоусобиц, но земля сохранила расшифрованные раскопками подробности здешней жизни, и посетители могут видеть на выставке самые значительные и яркие ее артефакты. Кстати, археологические исследования проводятся на Елизаветовском городище 220 лет – еще в 1800-м году их начал профессор Кэмбриджа Эдвард Кларк!
Население острова было смешанным: эллины и варвары. Причем проживали здесь не простые скифы, а знать. Свидетельством тому курганная группа Пять братьев – захоронения скифской аристократии, где было найдено множество в том числе золотых и серебряных вещей, например, золотой горит и золотая же обкладка ножен меча, хранящиеся в ростовском музее (на выставке имеются их копии). Жители занимались животноводством (преимущественно разведением лошадей, КРС), земледелием, рыболовством, охотой. Что интересно — из ремесел важнейшим было производство предметов из металлов: железо сюда поставлялось с Урала.
Основными функциями колонии стали торговля и ловля рыбы на экспорт. Любопытный факт – до прихода греков местные племена, похоже, даже не догадывались, что рыбу можно употреблять в пищу. Предприимчивые эллины привнесли средиземноморскую нотку в их меню, не забыв и о собственной прибыли (кто только не зарился на нашу донскую рыбку!). Рыбу ловили, солили в специальных цистернах, вялили, сушили и отправляли в Грецию.
Поселение Острова лис было окружено двумя оборонительными поясами, каждый из которых состоял из глубокого рва и насыпей по сторонам, а с юга укреплено двумя каменными стенами и башнями. Дома жителей представляли собой ориентированные по сторонам света наземные строения на каменных цоколях с сырцовыми стенами.
Каждый экспонат выставки достоин пристального внимания и может многое поведать любознательному зрителю. Перечислю хотя бы некоторые из предметов. Шесть монет – тетрахалки и оболы, относящиеся ко времени гибели городища. Детали копий из захоронений. — В погребении копье в ногах умершего втыкалось в землю, переламывалось, его наконечник клался в изголовье, а нижняя часть – вток – оставалась в ногах погребенного. Интересны наконечники стрел. В одном наборе их могло быть пять видов — разной формы, выполненных из разного металла: видимо, свой на каждого зверя. Редкой находкой являются фрагменты железного панциря, весившего, кстати говоря, около 30 кило, бронзовые пластины боевого пояса.
В одной из витрин можно увидеть детали черепицы с царским клеймом – ее производство было, оказывается, монополией боспорского правителя. На Остров лис везли ее из крымского Херсонеса.
Ярким свидетельством двух карательных экспедиций Боспора, ставших следствием династических войн и уничтоживших жизнь на острове, являются пращевые ядра. Дело в том, что скифы пращу не использовали. Это боспорское оружие, с помощью которого греческая колония, а заодно и само поселение обстреливались с кораблей.
Во время раскопок было найдено огромное количество лепной керамики — например, кубки, вазочки, а также артефактов хозяйственной деятельности. Например, в т.н. «доме металлурга» археологи обнаружили фрагмент лепной воронки, через которую в форму заливался расплавленный металл.
Одна из витрин оформлена наподобие туалетного столика. Здесь и амфориск для духов, и флакон, в котором было обнаружено вещество красного цвета – очевидно, румяна, и всевозможные украшения: как сейчас, так и две с половиной тысячи лет назад женщины обожали их носить. И, надо отметить, их серьги, разнообразные бусы из стекла, кольца, браслеты смотрятся спустя тысячелетия свежо и стильно. Нетрудно представить, насколько хороши они были тогда!
Изысканно смотрится греческая керамика. Ойнохойя с трехчастным венчиком, умывальник – лутерий, фрагменты рыбных блюд с выемкой в центре, назначение которой до конца не ясно: то ли для того, чтобы накладывать в нее соус, то ли для стекания жира. На одной из амфор видны насечки, с помощью которых к ней крепилась ручка (для лучшего сцепления), и эта деталь создает ощущение какой-то сопричастности зрителя к тому, что происходило на нашей земле в незапамятные времена!
Особая статья – это чернолаковая посуда. Парадная, использовавшаяся исключительно на пирах или преподносившаяся в дар скифской знати. Канфары, кувшинчики, тарелочки… Очень хорошо сохранился лак на фрагменте дискоса – плоской тарелки с валикообразным бортом.
Для лучшего понимания вопроса эта часть выставки дополнена копиями из частной коллекции И.М. Некрасова, прежде уже экспонировавшейся в музее. Это, например, реконструкция панафинейской амфоры – такие сосуды вручались победителям панафинейских игр, состоявших из спортивных и музыкальных состязаний. Единственная такая амфора на территории РО была найдена в 1911 году в кургане именно Елизаветовского могильника и передана – увы и ах! – в Эрмитаж, а мы довольствуемся копией, и то временно. На этой амфоре с одной стороны изображена Афина – покровительница города, игр, с другой – кифаред, играющий на кифаре. То есть, явно приз предназначался победителю-музыканту.
Очень много на выставке амфор. Чтобы разобраться – где произведены и чем отличаются друг от друга, они разбиты на группы, каждая из которых помечена значком определенного цвета; и такого же цвета знаки на карте указывают на центры их производства: Фасос, Хиос, Гераклея и пр. В пухлогорлых амфорах из Хиоса привозилось вино, изготовленное с применением смолы – ее до сих пор греки используют при изготовлении вина, выпечки и конфет. Больше половины всех амфор прибыли на Остров лис из Гераклеи (территории современной Турции). Почему? Теофраст писал, что гераклейское вино крепкое и душистое. А поскольку скифы пили его неразбавленным, возможно, гераклейский напиток им больше всего нравился и подходил.
На амфорах ставились клейма – множество их видов показано в витринах – в виде надписи, нескольких букв, изображения листика, птицы, рыбы и пр.! По ним каждую из амфор можно датировать с точностью до года!
Завершает выставку рассказ об одном из важных открытий последних лет исследований Елизаветовского городища – обнаружении храмового комплекса площадью более 100 кв.м., располагавшегося в наиболее высокой части «акрополя» скифского городища и посвященного (судя по количеству найденных фрагментов статуэток) Деметре, богине плодородия и земледелия. Храм сохранил следы разыгравшейся в нем трагедии: в его южной части был обнаружен обожженный костяк женщины, возможно, жрицы. Несчастная погибла под рухнувшим во время пожара перекрытием и перед смертью пыталась защитить голову руками.
Открытие эллинского сакрального комплекса подтверждает выводы о том, что Елизаветовское городище в IV – первой трети III в. до н.э. являлось крупным административным, хозяйственным и религиозным центром Северо-Восточного Приазовья.

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.