СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024
Требуются 7839

Певец земли Донской

На заключительной в этом году выставке в «Меценате» прошлое русской живописи – значительное, мощное – как бы соприкасается с ее будущим: на ней представлены рисунки и живопись выдающегося донского художника И.И. Крылова, 160-летие которого отмечается в декабре, а также работы учащихся нашей художественной школы, которая носит имя этого замечательного пейзажиста.

Иваном Ивановичем Крыловым было написано около тысячи картин, большая часть которых хранится в Новочеркасске. В азовском музее находится несколько десятков предметов, связанных с именем художника – они были закуплены в 1985 году у его дочери Акилины Ивановны Крыловой-Гурьевой и первого его биографа, художника и журналиста Б.А. Плевакина. В основном это этюды и наброски (пейзажи, портреты), а также фотографии, буклеты с выставок, уникальные дорожные альбомы – с детских лет, куда бы Крылов ни направлялся, брал их с собой, чтобы делать зарисовки с натуры, фиксировать детали, впечатления, образы. А бывал он в Крыму и на Кубани, на Кавказе и Волге – неутомимый путешественник, пешком шел от Анапы до Сухума, от Рыбинска до Царицына. Исходил вдоль и поперек дельту Дона. Видел знаменитые пятибратные курганы на Елизаветовском скифском городище – и потом изобразил их на картине «Степь ковыльная», которая в 1900-м году на Всемирной выставке в Париже получила золотую медаль и принесла автору всемирную известность.
Большая картина на выставке только одна – «Возвращение домой». Крылов сделал несколько её вариантов, один из которых вошел в собрание нашего музея. Это и сюжетная, и пейзажная работа одновременно. Панорамная, поэтичная. — Бескрайняя донская степь. Пожилой пастух спит. Рядом лежит, будто тоже прикорнул, его посох. Но уже пора собираться в обратный путь. И вожак стада – крупный винторогий козел – пытается разбудить старика. 
Хоть Крылов и прожил большую часть жизни в Новочеркасске, родился он рядом с нами – в станице Елизаветинской, не раз бывал в Азове, даже жил здесь какое-то время после окончания Академии художеств в Петербурге. Отец его, Иван Андреевич, был потомственным казаком. Он участник русско-турецкой войны, за воинскую доблесть награжденный медалью. Мать Агриппина Ивановна родом из Новочеркасска. 
— Что меня привлекает в этом художнике? – говорит организатор выставки старший научный сотрудник Н.И. Суворова. – Он был сильной целеустремленной личностью. Начав жизненный путь в нужде, преодолевая трудности, упорно шел к намеченной цели. Не доучившись в гимназии, поехал в Петербург и поступил в Академию художеств, где учился девять лет, зарабатывая на жизнь уроками. Среди его учителей были Архип Куинджи и Петр Клодт. За картину «Лед на Неве» он даже был отмечен премией имени своего учителя – автора хрестоматийной «Ночи на Днепре».
В Академии Крылов занимался в трех классах: батальном, пейзажном и портретном. Ближе других оказалось ему пейзажное направление. Помимо этого Крылов работал как театральный художник. В 1901-1902 гг. он, находясь на Кавказских минеральных водах, занимался устройством и художественным оформлением сцен в залах Лермонтовской галереи в Пятигорске, Пушкинской галереи в Железноводске и паркового театра в Ессентуках. По его эскизу скульптор Л.К. Шодкий создал композицию «Орел со змеей», установленную в 1901 году на Горячей горе. Ныне она стала официально признанным символом КМВ.
Много полезного художник сделал для Новочеркасска – открыл здесь рисовальные классы под патронажем Академии художеств, 12 лет был почетным мировым судьей, гласным городской думы, попечителем семей мобилизованных в мировую войну, заведующим лазаретами. Преподавал черчение и рисунок на строительном факультете Донского политехнического института, участвовал в работе местного музея, писал декорации для театров, организовывал художественные выставки. Знавшие его люди отзывались о нем, как о человеке «чудесном, добром и душевном». Среди передовой интеллигенции пользовались популярностью устраиваемые им пятничные творческие вечера, на которых бывали писатели Серафимович, Куприн, Тренев, музыканты Эрденко, Думчев, художники Дубовской и Греков. Остается только пожалеть, что авторитетный мастер и общественный деятель, просветитель, популяризатор искусства обосновался не в нашем городе… 
В людской памяти Крылов остался как певец земли Донской, ее степных просторов. «Тысячи художников пересекали бесконечные степные пространства, и их глазу, их сердцу они ничего не говорили – степи проходили без красок, без жизни, без следа, — писал Александр Серафимович в предисловии к каталогу персональной выставки И.И.Крылова, состоявшейся в 1913 году в Петербурге и посвященной 25-летию его творческой деятельности. – И вот пришел художник, сам – степняк, и глаз его чутко уловил то, что проскальзывало у других бесследно. Уловил лицо степи… И во всех небольших по объему вещах, в этих осколках степи, таких простых внешне и со своей характерной, особенной внутренней жизнью, чувствуется, что художник нашел свое живое, трепещущее, еще не сказанное другими…»

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.