СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024
Требуются 7839

Вспомним всех поимённо. Герои Советского Союза. Виктор Максимович Голубев

С первых дней Великой Отечественной войны находился в действующей армии. Был командиром эскадрильи, штурманом полка. Награжден многими орденами и медалями. Дважды удостоен звания Героя Советского Союза.
В.М. Голубев родился в семье рабочего судостроительного завода. Детские годы провел в Угличе. Позднее приехал в Ленинград, где работал слесарем на заводе.
Юноша мечтал стать инженером-кораблестроителем, однако его мечте не суждено было сбыться. Пришел срок призыва в армию. Он попросился в авиацию, просьбу удовлетворили. Когда представилась возможность, Виктора в числе первых направили на учебу в Харьковскую летную школу.
В 1940 году он уже военный летчик, лейтенант. Получил назначение в строевую часть и вряд ли мог предполагать тогда, что вскоре ему придется вступить в первый открытый бой с фашистами.
24 июля 1941 года 209-й скоростной бомбардировочный авиаполк получил боевое задание преградить путь немецким танкам, приближавшимся к Смоленску. Шестерке бомбардировщиков, куда входило и звено лейтенанта Голубева, предстояло нанести удар по головной колонне.
Наши самолеты были встречены сильным заградительным огнем вражеской зенитной артиллерии. Умело маневрируя, они все же прорвались к колонне. И вот уже от метких ударов советских летчиков одна за другой вспыхивают на земле машины противника.
Сбросив последние бомбы, наши самолеты стали разворачиваться, чтобы взять курс на свой аэродром, как вдруг над ними, словно осы, закружились вражеские истребители. Около двух десятков «мессеров» ринулись в атаку на краснозвездные машины, поливая их шквальным огнем.
Умелым маневрированием Голубеву удалось уйти от прицельного огня врага. Но в этот момент на его самолет обрушилась сразу пара истребителей. Огненная трасса молнией блеснула перед глазами летчика. Что-то горячее обожгло шею. Теплая струйка крови медленно сползала по спине. Одна из пулеметных очередей, посланных немцем, ударила в мотор. Самолет загорелся и, теряя высоту, пошел вниз. Но лейтенант остался жив. Его подобрали в бессознательном состоянии неподалеку от сгоревшего самолета, он прижимал к себе безжизненное тело своего штурмана.
В феврале 1942 года в районе Барвенково (Харьковская обл.) группа во главе с Голубевым получила задание прорваться в хорошо укрепленный район противника и нанести штурмовой удар по его танкам, препятствовавшим продвижению наших наземных войск.
Немцы встретили «илы» плотной завесой зенитного огня. Снаряды разрывались на разных высотах, и казалось, вот-вот вопьются в тело самолета. Но, умело применяя противозенитный маневр, штурмовики без потерь подошли к заданному району. Голубев пристально всматривался в кустарник, который ровными шапками «вырос» по обеим сторонам дороги. «Нет, на этом нас не проведешь», — подумал Виктор и первым перевел машину в пикирование, обстреливая «декоративный кустарник». Вслед за командиром ринулись в атаку остальные.
Видя, что обман раскрыт, гитлеровские танкисты быстро раскидывали маскировочные ветки и поднимали вверх стволы орудийных башен, пытаясь открыть огонь по советским самолетам. Но поздно. Краснозвездные штурмовики поливали фашистские танки мощным огнем из пушек и пулеметов. По обочинам дороги взвились в небо костры. Это горели вражеские машины.
Мастерство отважного летчика особенно проявилось в Сталинградской битве. В июле 1942 года, возглавляя семерку «илов», Голубев вылетел на очередное задание. Необходимо было уничтожить танковую колонну. Когда внизу показались четкие квадраты машин, в воздухе появились «мессеры». Они приготовились к бою и ждали лишь удобного момента для нападения. Но Голубев перехитрил врага. Сделав вид, что готов драться, он отвлек истребителей от цели, а затем стремительно повел свою группу на танки и с ходу обрушил на них лавину огня. Гитлеровцы не ожидали такого исхода. Они открыли огонь, когда «илы», уже освободившись от бомбового груза, прочесывали танковую колонну из пушек и пулеметов.
При выходе из атаки фашистский истребитель попытался сбить машину Голубева. Но советский летчик удачно сманеврировал, самолет нырнул вниз, а снаряды, пущенные немцем, пришлись по их же танкам. В разгар боя у самолета Голубева были повреждены мотор, хвостовая часть, но летчик продолжал драться и, только когда снаряды были уже на исходе, прижимаясь к земле, ушел в сторону своей базы.
А спустя несколько дней за успешное выполнение боевых заданий командования и проявленные при этом мужество и героизм старшему лейтенанту Виктору Максимовичу Голубеву было присвоено звание Героя Советского Союза.
В июле 1943 года Голубеву присвоили звание майора, а вскоре назначили помощником командира полка. Впереди предстояли новые жаркие бои.
На Орловско-Курском направлении нашим летчикам впервые пришлось иметь дело с хвалеными немецкими «тиграми», «пантерами» и «фердинандами». И майор Голубев одним из первых показал, как нужно крушить фашистскую броню – возглавляемая им группа штурмовиков сорвала наступление целой танковой дивизии врага. В течение 20 минут шестерка «илов» поливала огнем из пушек и крупнокалиберных пулеметов бронированные гитлеровские машины.
Трудно сказать, сколько танков сгорело тогда в результате смелых атак советских летчиков. Однако немцы так и не решились пойти в наступление. Видно, потрепали их изрядно, и большая заслуга в том была Виктора Голубева и его подчиненных.
Надолго запомнились штурмовые удары наших летчиков по вражеским аэродромам в населенных пунктах Б. Рассошки и Гумрак, Тамаровка и Чугуево. Голубев блестяще продемонстрировал тогда навыки воздушного следопыта и снайпера бомбовых ударов, непревзойденного мастера штурмовых атак. Только за два вылета его группа уничтожила 15 вражеских самолетов и много другой техники противника.
24 августа 1943 года «за мужество и отвагу, проявленные в боях с немецко-фашистскими захватчиками», гвардии майор Голубев В. М. был удостоен второй медали «Золотая Звезда». Он стал первым дважды Героем 16-й воздушной армии.
К концу войны на боевом счету майора Голубева было свыше 260 успешных боевых вылетов, около 80 уничтоженных вражеских танков, 20 самолетов сожжено на земле и 3 — в воздухе. А если бы можно было подсчитать весь урон, который причинил гитлеровцам бесстрашный летчик своими действиями, то цифры эти еще более умножились бы.
К сожалению, жизнь Виктора Максимовича оборвал нелепый случай — 17 мая 1945 года он погиб при выполнении тренировочного полета.

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.