СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024
Требуются 7839

Верните пряник!

Поскольку символами Рождества и новогоднего настроения в последнее время стали пряники и пряничные домики – сказалось проникновение западных традиций в нашу жизнь, — я решила поднять одну интересную тему, связанную именно с пряниками. На нее меня натолкнуло письмо, совершенно случайно обнаруженное в интернете, написанное азовчанкой по имени Инна: «Привезли мне в подарок пряник из Тулы фирменный в красивой упаковке. И сравнила я его с нашим пряником, который выпекали на азовском пищекомбинате много лет назад.
Наш фирменный азовский пряник был таким вкусным, душистым. Повидла в нем было очень много. На упаковке фото нашего города. Пряник хорошо раскупали туристы.
Азовчане, если куда ехали, везли его в качестве гостинца. Мы постоянно покупали его к чаю. Тульский пряник нашему даже в подметки не годится, только коробка красивая… твердый – зубы можно поломать. Жаль, что ушло то время, а в новом времени нашему прянику и места нет».

Полностью согласна с Инной. – Тульский пряник пробовала; может, когда и был вкусным, сейчас то вата, то камень, безо всякой изюминки, а вот наш азовский печатный пряник все, кто его ел, вспоминают с ностальгией. Назывался он «Сувенир», продавался в картонной коробочке с корабликом, чайкой и кусочком городского пейзажа. К сожалению, этой упаковки я не нашла – если у кого есть, поделитесь, пришлите в редакцию фото для публикации. Зато благодаря сотруднику пищекомбината по имени Светлана мне удалось найти автора «Сувенира». Это Надежда Григорьевна Бешенева, проработавшая на этом предприятии с 1967 по 2019 гг! Она была начальником лаборатории, главным технологом. Занималась разработкой продукции на основе государственной рецептуры и организацией ее производства.
Надежда Григорьевна хорошо знает историю пищекомбината – писала об этом книгу. С нее и с биографии моей собеседницы мы и начали наш разговор:
— Я родилась в Зимовниковском районе, выросла в станице Дондуковской под Майкопом. Закончила среднюю школу, затем приехала в Ростов. Поступала в мединститут – не поступила – и пошла работать на ростовский первый хлебозавод, одновременно учась на вечернем отделении филиала московского пищевого института. Потом меня перебросили на кондитерскую фабрику, где я была бригадиром, рабочей, механиком по установке и монтажу оборудования. В Азов переехала, когда мужа по окончании ДГТУ направили на завод КПА.
Пищекомбинат тогда находился на месте многоэтажки на улице Дзержинского – его история берет начало с 1943 года с рыболовецкой артели, преобразованной позже в райпищекомбинат, который был передан городу. Когда я пришла, он представлял собой полуподвальное помещение, отсутствовали водопровод (воду возили во флягах из стоявших во дворе колонок), газ, канализация, душ. Туалет был уличный. Печи, на которых выпекали пряники, топились углем. Люди падали в обморок от духоты. Помимо маленького пряничного цеха был колбасный, манюсенький козиначный. Делали, кроме того, халву – до 500 кило в сутки, вымешивая вручную.
В 1968 году комбинат практически полностью сгорел. Но его не только восстановили, а благодаря энергии и энтузиазму руководства предприятия и при самом активном участии заместителя председателя, а затем и председателя горисполкома А.Т. Иванова благоустроили – провели коммунальные сети, сделали душевые, столовую, где бесплатно кормили сотрудников. С ростовского «Торгмаша» на комбинат поступило новое оборудование.
Для удовлетворения потребительского спроса ассортимент выпускаемой продукции был изменен и расширен, её объемы – увеличены. Например, вместо колбасного цеха открыли торто-пирожный, стали выпускать больше халвы, ирис. «У нас, — не без гордости говорит Надежда Григорьевна, — были самые вкусные торты в городе. За ними всегда стояла очередь. Мы работали день и ночь, чтобы обеспечить продукцией магазины».
По словам Н.Г.Бешеневой, основным двигателем преобразований была Людмила Николаевна Самборская, главный инженер, а затем и директор пищекомбината, позже она была переведена в горисполком на должность заместителя председателя, затем её назначили главным инженером управления пищевой промышленности.
Несмотря на переустройство и реформирование, объемы производства комбината оставались маленькими, люди работали в три смены. Назрела необходимость постройки нового помещения. «Отдыхали мы на Дону в выходной день, — рассказывает Надежда Григорьевна. – Я и говорю Самборской:
— Давай построим новый пищекомбинат.
— Ты что, с ума сошла?
— Нет, не сошла. Надо же после себя что-то оставить.
Сказано – сделано. Подали заявку на строительство. Против категорически выступила начальник управления пищевой промышленности. «В Ростове есть комбинат – и хватит, в Азове он не нужен», — считала она. Пришлось идти обходными путями — А.Т. Иванову искать свои каналы, Л.Н.Самборской, уроженке Москвы, подключать свои столичные связи.
Аж оттуда, с завода ЖБИ баржи возили плиты, блоки. В 5-6 часов утра, пока не были заняты подъемные краны, разгружались и поступали они на стройку.
Новое предприятие приступило к работе в 1980 году. Тогда же была запущена первая очередь продукции – пряники. Каждый из видов разрабатывался в течение нескольких месяцев, утверждался на дегустационном совете столицы. Пряникам «Дон» и «Сувенир» в Москве был присвоен Знак качества.
Пряник «Дон» — квадратный – был сделан по типу московского и запущен в производство в 1987 году. В начинку входил размоченный и размолотый на мельничках изюм с добавлением джема и небольшого количества повидла, в тесто для цвета клали жженку из сахара, но главной особенностью «Дона» были специи (само слово «пряник» — значит «пряный», «пряности») или, как было указано в рецептуре, — сухие духи, в состав которых входили гвоздика, корица, кардамон, душистый перец, имбирь – всего семь наименований.
Пряник «Сувенир» имел круглую форму, изготавливался полностью вручную, поэтому процесс работы над ним был самым трудоемким. В него также входили сухие духи – все помнят активную нотку корицы в его вкусе, начинка состояла из яблочного или грушевого повидла и плотного желирующего джема – из слив, яблок, груш, достаточный срок хранения обеспечивала старка (водка).
Форма для «Сувенира» — из пищевого алюминия — была изготовлена на заводе КПА (муж Надежды Григорьевны — Валентин Семенович Бешенев — работал главным металлургом предприятия), оформление пряничной коробки — это работа художников заводов КПА и КПО. Упаковка, кстати, утверждалась на художественном совете в Ростове или в Москве и выпускалась в столице.
«Сувенир» пользовался огромной популярностью. Он был нашим брендом, его дарили всем приезжающим, и 200-300 килограммов продукции расходилось очень быстро, порой её не хватало…
Увы, в конце 90-х пищекомбинат был приватизирован и продан. Пряничный цех со временем перебазировался в филиал пищекомбината в селе Самарском, и пряники выпускались там лишь до 2008 года. Теперь – всё. Окончательно и, судя по всему, бесповоротно. Местный колорит нынешнее руководство предприятия вряд ли может заинтересовать.
А жаль. В Европе иные магазинчики и виды продукции существуют сотни лет, пиарятся, пользуются невероятным спросом. А у нас — только воспоминания. Запах корицы в воздухе – изысканный легкий след азовского пряника «Сувенир».

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.