СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2018   2019   2020   2021

Ты узнаешь его из тысячи…

Зимы у нас не очень холодные, но без теплой одежды все равно никуда. И как же замечательно, если есть в гардеробе знаменитый оренбургский пуховый платок, изящный, будто из морозного утра сотканный, – вещь на все времена! 

Вяжут его из пуха знаменитых оренбургских коз. Для защиты от непогоды, морозов, дождей и ветров (а в Оренбуржье нередко врывается и кружит суровые метели холодный воздух Арктики) эти дымчато-шоколадные козочки отращивают густой, эластичный, отличающийся легкостью и шелковистостью подшерсток. Два раза в год коз вычесывают, и чем суровее зима и осень – тем качественнее получается пух. Вязать из него ажурные паутинки и теплые шали местные мастерицы научились около 250 лет назад. Но настоящий бум вокруг рукоделия случился в конце XIX века, когда платки получили золотые и серебряные медали на престижных международных художественно-промышленных выставках и «прогремели» на весь мир. Во многих странах захотели вязать такие же. Для этого иностранцы закупили в Оренбуржье тысячи коз. На кораблях животные уплывали во Францию, Германию, Англию, Швейцарию, Финляндию и Канаду. Но быстро приспосабливались к тамошнему теплому климату и уже через три года превращались… в обычных коз.
Однако модницы во всем мире уже влюбились в чудо-платки и во что бы то ни стало желали их иметь. Ажурные паутинки стали престижным и дорогим подарком. Оренбургских мастериц засыпали заказами. Так и получилось, что в конце XIX века не только женщины от мала до велика взяли в руки спицы, но и мужчины в свободное время занялись вязанием. В женских казачьих школах ввели специальные уроки вязания платков, а лучшие ученицы за свои работы получали медали и почетные грамоты. К 1908 году на территории Оренбургского казачьего войска пуховязанием занимались более 12000 казачек, ежегодно создававших 35 тысяч пуховых платков.
Немало труда и времени вложено в невесомый и изящный оренбургский платок. Мастерица сначала прядет тончайшую плотную нить из козьего пуха, затем эту нить сматывает с тонкой нитью натурального шелка, одновременно скручивая для прочности (для серых шалей нить может быть и хлопчатобумажной). И только так. Если пух сразу соединить с шелковой нитью, не спряв его предварительно, платок быстро полиняет, и весь чудо-пух окажется на вашей одежде. Кстати, поэтому настоящий платок всегда содержит около 70% пуха и «стопроцентно пуховым» быть не может. «Правильная» паутинка или шаль изначально не выглядят пушистыми. Они начинают пушиться со временем и с каждым днем будто расцветают.
Когда сероватая пряжа готова, начинается самый творческий и кропотливый процесс – вязание. Множество узоров придумали женщины за столетия: соты, глухотинка, кошачьи лапки. Каждая вязальщица знает их, они издавна передаются из рук в руки. Мелкие дырочки называются пшенки, покрупнее – корольки, а дырочки цепочкой – мышиные тропки. Есть еще косорядки, угольнички, рыбки, снежинки, елочка, шашечки, цепочки, тройная ягодка, круглая малинка, змейка, змейка с отростками. Откуда приходят идеи орнаментов, можно догадаться, если выйти в оренбургскую снежную степь. Вот на сугробе следы заячьих набегов: две ямки покрупнее вместе и две поменьше врозь, а вот и лисичка пробежала, как машинкой прострочила.
Каждый платок – произведение искусства, многие пуховязальщицы – члены Союза художников России. А Музей истории оренбургского пухового платка является филиалом Оренбургского музея изобразительных искусств. Самый легкий из экспонатов весит всего 40 граммов!
Над одним теплым платком вязальщица работает около 257 часов, а над ажурной «паутинкой» — 195 часов. Хорошая мастерица за месяц может связать две паутинки среднего размера или три палантина. На платок большего размера уходит месяц и больше. Руки вязальщицы узнаешь сразу – на левом указательном пальце маленькая мозолька. По этому месту много лет струится пуховая нить.
Теперь платок надо выстирать. Его кладут в таз с теплой мыльной водой, причем не трут, как это делается во время стирки белья, а только полощут и очень осторожно выжимают. А после натягивают на деревянную раму, чтобы он сохранил свою форму.
Менялась власть, время и каноны красоты, но оренбургский платок оставался в моде. Он был желанным подарком для советских женщин. Во времена СССР множество мастериц-надомниц объединялись в артели и продолжали творить красоту. Большинство из них узнавали секреты мастерства от своих мам и бабушек. Также были организованы шестимесячные курсы и двухгодичная школа кустарно-ремесленного образования, где обучали вязанию национальной гордости.
Самые продвинутые пуховязальщицы искали способы вязать платки побыстрее. Но перейти на машинную вязку долго было невозможно – машина «рубит» пух, и платок становится более грубым и менее прочным. К тому же знаменитые паутинки – двусторонние, как ни надень – все будет «на лицо». Роботы долгое время не умели вязать так, лишь во второй половине XX века появились машины, которым смогли доверить часть работы. Теперь на одно произведение мастерица тратит не 200 часов, а около семидесяти. Выпуск платков вырос до 400000 в год. Но все равно они оставались недоступной для многих роскошью, а полностью ручная работа ценилась выше.
Про оренбургский пуховый платок сочиняли песни, он овеян легендами. Но все ли из них правда? Например, многие уверены, что настоящий подарок из Оренбурга должен проходить через кольцо. На самом деле это не совсем так: все зависит от вида платка. Серые повседневные шали более теплые, толстые и не должны проходить через кольцо. А вот белые ажурные паутинки и палантины, весящие всего 30-100 граммов, действительно проскальзывают сквозь обручальное колечко и умещаются в скорлупе гусиного яйца!
Служить такая красота способна до двадцати лет. Носить можно и традиционно – на голове, плечах, а также на талии, в виде капюшона, мантильки, жакета. Одна вещь может превратиться во множество нарядов. Сегодня на модных подиумах в коллекциях известных дизайнеров мы снова видим пуховые платки. Из них создают кардиганы и накидки, свитера и юбки – нарядные, как русская зима!
Стоят оренбургские платки, как и прежде, дорого. На портале «Ярмарка мастеров» цена варьируется 4.5 до 11 тысяч!

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.