СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2018   2019   2020   2021

"Комсомольское" Рождество

Православные люди с трепетом ждут главного христианского праздника — Рождества Христова.
Этот теплый праздник встречают всей семьей: наряжают елку, готовят угощения и подарки. К Рождеству принято печь пироги и готовить мясо — как раз заканчивается пост. Накануне в церквях служат Божественную Литургию, а 7 января в телефонной трубке мы услышим радостный возглас: «Христос родился», «С праздником Рождества Христова» и т.д.
Предпраздничная суета, ожидание чуда, радость предстоящего события — все создает настроение великого праздника.
Но так было не всегда. Казалось бы, уже заголовок этой статьи должен вызывать недоумение: в представлении многих наших современников великий христианский праздник Рождества Христова и страна СССР, на протяжении всей своей истории пропагандировавшая атеизм, – вещи несовместимые.
Но так ли все однозначно?

Первое, что нужно сделать, – это отвлечь верующих от храмов. И в домах, рядом с церквями, начинают открываться богоборческие кружки, которые в разгар Рождественского поста зазывали молодёжь на антирождественские вечера и пляски, ездили по сёлам с антирелигиозными спектаклями, инсценировками или "живыми картинами".
На Рождество у храмов устраивали демонстрации, пародируя крестные ходы. Это были факельные шествия, вместо хоругвей богоборцы несли карикатурные плакаты и чучела Христа, священников и св. Николая, которые потом демонстративно сжигали на главной площади населённого пункта, после чего расходились на антирелигиозные представления. Иногда даже устраивали инсценировки рождения пророка Магомета, Будды, Саваофа или Иеговы параллельно с ходом богослужения в православных храмах.
В школах устраивали представление "Поход пионеров в небо", во время которого Бога представляли как снеговика со свитой из чертей и нечисти, а потом зажигали костёр, в котором он таял.
Вот как происходило "красное Рождество" в Ростове-на-Дону 1922 г.: вверх по улице Энгельса шла огромная толпа, освещаемая факелами и ракетами. Несли огромное чучело "еврейского бога", одетого в золотую корону с папиросой в зубах. На плакатах было написано следующее: "Бог один и в то же время их трое: это противоречит таблице умножения", "Мы выступаем против Бога". Дальше несли красные звёзды и шли ряженые: "мулла" обнимался с "чёртом" в камилавке, кадил из консервной банки мазутом на "Богородицу", а "Николай Угодник" с бутылкой самогона благословлял их под всеобщий оглушительный хохот. Ряженый "Моисей" взасос целовался с "Николаем Угодником", а католический "ксёндз" скакал вокруг них козлом. Комсомольцы выкрикивали: "С вами Бог, с нами красная милиция… Да здравствует — гэ-пэ-у!"
Приказано уничтожить
В городах "антирождества" вызывали интерес, но в глубинке подобная агитация "мало захватывала массы". Народ оставался религиозным и препятствовал закрытию храмов.
"Бесповоротная
и полная ликвидация "Рождества",
превращение его
в рабочий день
16 декабря 1929 года в Ленинграде запретили продавать рождественские ели — "поповским" деревьям была объявлена война. За установку ёлки дома можно было поплатиться штрафом в сто рублей или принудительными работами. За соблюдением закона строго следила милиция.
Христиане пытались препятствовать такому поведению власти. Например, в Таганроге возмущённая закрытием храма толпа ворвалась в библиотеку, которую устроили в церкви, и учинила погром, а после бросилась на площадь города, где комсомольцы торопливо жгли иконы. На требования работников ОГПУ разойтись последовал отказ, после чего по толпе был открыт огонь. Под Черниговом жители села самовольно открыли храм и отслужили там праздничную службу, после чего священника арестовали, но толпа попыталась отбить батюшку у работников милиции и изрядно побила участкового. В Тверской губернии в селе Акулово толпа поколотила комсомольцев, которые во время крестного хода решили "подшутить" над односельчанами и заявились на ход с агитплакатами.
Рождество не забыли
Даже в таких суровых условиях праздник не забыли. Редкие священники проводили праздничные службы на дому — тайно, подпольно, рискуя головой. Так и не закрывшаяся в годы гонений знаменитая Псково-Печерская обитель принимала в праздники паломников — здесь Рождество праздновали каждый год.
А там, где храмы и монастыри позакрывали, а священников забрали в лагеря, верующие люди доставали из тайников иконы, зажигали лампадки и молились в Сочельник Богу, чтобы вразумил безбожников и остановил беснования. Хранителями веры в этот период стали старушки и пожилые женщины, на религиозность которых милиционеры смотрели сквозь пальцы.
Молодёжь молилась вместе с родителями, а в Святки ходила по деревне, пела и колядовала. Школьники наряжались цыганами и ходили "по хатам", до утра пели на улицах, шутливо гадали для односельчан и получали "за услуги" булочки и пироги.
За колядки школьников вызывали к директору школы, который их ругал, а потом их "песочили" в стенгазете, изображая колядующих нищими попрошайками. Между самими школьниками дело доходило до драк.
Праздновать Рождество или другие христианские праздники верующим, как правило, не давали, заставляя работать с утра до ночи. Православная жительница села Кагальник вспоминала, что лучшее Рождество у неё было, когда колхозникам давали в этот день просто отдохнуть.
Шло время, менялась власть, устои, но одно чувство не удалось побороть – ожидание рождественского чуда, которое вот-вот случится. Это все-таки оказалось сильнее идеологической пропаганды и политических репрессий.
*****
Пусть обозначен этот праздник
в календарях лишь цветом черным –
влекут рождественские ясли
простолюдинов и ученых.

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.