СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2018   2019   2020   2021

Донская казачка

26 марта отмечает юбилей художественный руководитель муниципального народного ансамбля Азовских донских казаков, заслуженный работник культуры РФ Людмила Николаевна Голикова. Артистичная, щедро одаренная красотой и талантом женщина, цельная, сильная личность, человек, многое сделавший для сохранения и развития родного коллектива.

Начало
Л.Н.Голикова родом из Сальска. В Азов она приехала после 8 класса – поступать на музыкальное отделение педучилища. И осталась здесь навсегда.
— Как только меня мама отпустила, — удивляется она. – Пятнадцатилетнюю, можно сказать, деревенскую девчонку (мы жили на окраине Сальска в своем доме, хозяйство держали, и я все умела – корову доить и пр). Город мне очень понравился.Старинное здание училища, фойе с арками на втором этаже – там и прослушивание проходило, и экзамены. Учителя были в основном ростовские, закончившие консерваторию, и давали нам хорошую подготовку. Выпускники отделения поступали сразу на 2-3 курс пединститута.
Первым местом работы молодого специалиста стала детская спортшкола №2, базировавшаяся в новом здании Дворца пионеров. Людмила Николаевна аккомпанировала на отделении акробатики и параллельно подрабатывала концертмейстером во Дворце. Позже у нее появился свой коллектив – ансамбль народной песни «Цвет лазоревый».
— Я набирала ребят 3-5 классов, — рассказывает она о своем первом опыте творческого руководства. – И такие хорошие девчонки подобрались. Отлично пели. На конкурсы ездили. Гороно пошило нам костюмы. И через пять лет ансамблю присвоили звание «образцовый».
Некоторые из бывших участниц «Цвета лазоревого» — Юлия Любченко, Олеся Харсеева — до сих пор поют бок о бок с Людмилой Николаевной в хоре Донских казаков.
«Донские казаки»
В коллектив, который ей предстояло возглавить в будущем, Л.Н.Голикова пришла в 1985 году, когда семейная жизнь дала трещину. Пение стало своего рода лекарством для души. Но к «казакам» подступалась долго, присматривалась, не решаясь сделать первый шаг… Боялась — устроят экзамен, поставят перед всеми и скажут: «Спой!»
— Что-то меня удерживало, — смеется она, — а теперь я сама, уже в качестве руководителя, приглашаю людей и говорю: «Не нужно бояться. Смотрите – кто что делает, и вы – то же».
Точку в ее колебаниях поставил баянист ансамбля В.Н.Зыбайлов (он и В.А.Логвинов – прославленные концертмейстеры Донских казаков):
— Я его знала – он приходился мне дальним родственником. Как-то прохожу мимо ГДК, смотрю — Василий Николаевич. «Люда, — остановил меня, — чтоб сегодня в семь пришла на репетицию». Так я оказалась в Донских казаках. Девчата встретили меня настороженно, зато хлопцы оказали всяческую поддержку. И мало-помалу я стала петь, а в 1987 году уже отправилась в поездку в Германию.
В 1994 году с легкой руки тогдашнего министра культуры РО азовчанина В.А. Иванова Людмила Николаевна подала документы в филиал Петербургской академии культуры – там проводился первый набор хормейстеров, у которых был опыт работы по специальности, но не было «корочки» о высшем образовании. А вскоре судьба подкинула ей еще один то ли сюрприз, то ли испытание: хормейстер, выпускница консерватории и ученица Квасова – основателя и руководителя Государственного ансамбля Донских казаков – не смогла сработаться с самодеятельным коллективом, и в 1997 году Л.Н.Голиковой предложили сначала временно ее заменить, а потом и возглавить хор.
— Так и получилось, — говорит она, — что еще вчера я пела, как все, а сегодня нужно было развернуться к хоровой группе лицом, дирижировать и петь по партитуре. У меня поджилки тряслись. Но, видимо, у меня это в характере – браться за то, в чем я еще неискушенный человек.
Пусть за кадром останется все то, что пришлось пережить молодому хормейстеру. Несложно догадаться, что люди, десятки лет певшие в Донских казаках, корнями вросшие в тело ансамбля и считавшие свое мнение единственно верным, приняли новичка в штыки. В том же 1997 году Голикова впервые выехала в поездку за рубеж в качестве хормейстера, а через два года, когда В.А.Логвинов ушел с должности худрука, возглавила весь ансамбль.
— Для меня, — вспоминает она, — главным было наладить микроклимат, процесс работы. И я обратилась к коллективу с такими словами: «Те, кто верит в меня, — останьтесь со мной».
Скандал
При Голиковой были реанимированы забытые пляски, некоторые из номеров получили современное звучание, стали зрелищнее, превратившись в вокально-хореографические композиции, в которых участвует и хор, и танцевальная группа, и детский состав ансамбля. Был создан мощный финал на базе пляски «Игрища». Балетмейстер Е.И. Серкова, человек очень творческий, поставила новые, прекрасно вписавшиеся в базовую программу, номера.
В 2007 году Л.Н.Голиковой было присвоено звание заслуженного работника культуры. Однако ни это, ни успешные выступления не уберегли ее от конфликта, инициированного прежним руководством города, причина которого ей неизвестна до сих пор. В одном она уверена – источником скандала стали чьи-то низменные чувства.
Репрессии сотрясали ансамбль на протяжении нескольких лет. Людмилу Николаевну вынуждали уйти. Травили, пытались состряпать уголовное дело, артистам не разрешали брать костюмы для съемок в передаче «Играй, гармонь!», прямым текстом говорили: худрук – камень на вашей шее, уберите – и все будет хорошо.
Голиковой удалось отстоять свои позиции – характер у нее ого-го, настоящая казачка! Но следствием конфликта стал искусственный раскол коллектива, разделение статуса: прежний состав остался «народным», звание «муниципального» перешло ко вновь созданному.
Сейчас, как и прежде, Донские казаки — муниципальный народный ансамбль. Он так же ориентирован исключительно на творчество и является послом русской и казачьей культуры в разных странах мира.
— Мы благодарны В.В.Ращупкину за то, что он, тогда молодой глава, у которого была масса проблем, нам помог, — говорит Л.Н.Голикова.
«Мы на верном пути»
— Аншлаги в залах, рекомендации, которые дает нам для зарубежных поездок Российский дом народного творчества – свидетельство того, что мы на правильном пути, — считает художественный руководитель Донских казаков. – Я Бога прошу, чтобы он дал мне здоровья — еще поработать на благо коллектива. Я не чувствую творческого выгорания. Пусть он развивается, пусть приходят в него новые люди. Мы можем гордиться тем, чем занимаемся.
Нас минует участь пресыщенной Европы, поражающей падением нравов, только если будем чтить традиции, культуру – связующую нить времен и поколений. Мои внуки впитали это с молоком матери. Я вместо колыбельной пела им «Пыль седую взвило войско за курганом», «Тихий Дон наш батюшка». Они – третье поколение нашей семьи, которое является артистами «Донских казаков». У некоторых семей этот стаж больше, ведь ансамблю – шутка ли — 65 лет! И очень хочется, чтобы это продолжалось и впредь.

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.