СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2018   2019   2020   2021

Вспомним всех поимённо. Герои Советского Союза. Евгений Власович Быковский Иван Павлович Лавейкин (2 часть)

...Машина Быковского упала в болотистую пойму реки Айдар. "Достать самолет или тело нашего товарища, — продолжает рассказ комэск, — нам не пришлось: невозможно было. Шагах в шестидесяти от места падения Жени Быковского была сооружена импровизированная могила. Похоронили фотографию Жени, и как-то случилось так, что могилу размыло весенними паводками. Много лет прошло, а на месте воздушного боя одного нашего истребителя с 34 фашистскими самолетами не осталось ни памятника, ни могилы".
Обломки самолета в высохшей пойме реки Айдар отыскали школьники из Старобельска в 1964 году. О Евгении Быковском им поведали их московские сверстники, услышавшие рассказ о бое в небе над Старобельском от побывавшего у них в гостях Ивана Лавейкина (к тому времени он уже был генерал-майором).
Проведя поисковые работы и обнаружив в кабине самолета останки Евгения Быковского, жители Старобельска и ветераны 5-го гвардейского авиаполка отправили в министерство обороны ходатайство о присвоении бесстрашному летчику-гвардейцу звания Героя Советского Союза. Получив ходатайство, министерские чиновники тут же обо всем «забыли». "Вспомнить" о поступившем в министерство ходатайстве помог рассказ в передаче "Голубой огонек" 9 мая 1965 года генерала авиации Ивана Лавейкина, от которого теперь уже вся страна узнала о подвиге 22-летнего летчика-гвардейца, спасшего неофициальную столицу Украины. Звание Героя Советского Союза Евгению Быковскому было присвоено посмертно 14 мая 1965 года.
Детство Ивана Павловича Лавейкина было довольно тяжелым. Когда ему исполнилось 3 года, трагически погиб отец. Вскоре умерла и мать. С отчимом и мачехой он переехал в Брянск. Новые родители служили на местном аэродроме. Мальчик практически был предоставлен сам себе. В дворовой команде зарождались его выносливость, сила, формировалась ответственность за самого себя и свои поступки. Именно здесь,в брянском дворе, Ваня Лавейкин учился отстаивать свои убеждения и умом, и силой.
При первой возможности он пошел работать фрезеровщиком на завод "Дормаш". Но уже тогда у него появилась мечта — подняться в небо. Чтобы сделать ее явью, Иван идет в Брянский аэроклуб. В 1939 году поступает в Одесскую военную авиашколу имени Полины Осипенко. А в декабре 1940-го получает назначение в 33-й истребительный авиационный полк, который базировался в то время на аэродроме Пружаны Брестской области недалеко от границы.
Счет сбитым самолетам в Великой Отечественной младший лейтенант Лавейкин открыл 19 августа 1941 года в небе вблизи своего родного города Смоленска над Дорогобужем. Первой его жертвой стал истребитель Ме-109. А через 4 дня, сопровождая наши штурмовики под Великие Луки, Лавейкин получил первое ранение — в руку. Левую сторону фюзеляжа и правую плоскость его самолета тогда буквально изрешетили осколки снарядов вражеских зениток.
Когда шла битва за Москву, 2-я эскадрилья 5-го ГИАП, в составе которой воевал теперь Иван Лавейкин, базировалась на Тушинском аэродроме. Именно здесь зародилась традиция разжигать "костер надежды". Оставшиеся на земле поддерживали огонь до тех пор, пока последний летчик не возвращался. Заклинанием звучали слова: "Пока горит костер, все живы". Эта традиция может и покажется кому-то суеверием, но для лётчиков 2-й эскадрильи она стала святой.
Был у них и другой обычай. Если с завода приходил самолет с бортовым номером "13", цифру тут же переделывали на "18".
Был у Лавейкина и свой талисман, перешедший впоследствии к сыну Александру, летчику-космонавту (также удостоен звания Героя Советского Союза). В ноябре 1942 года горсоветом Свердловска Ивану Павловичу был подарен портсигар. С того дня он с ним не расставался и носил в левом кармане летной куртки (по признанию летчиков-ветеранов, они служили в самом суеверном роде войск).
8 мая 1943 г. в ходе боев над Донбассом, прикрывая наши войска на плацдарме на правом берегу Северского Донца в районе села Привольное, Лавейкин на Ла-5 оказался в ситуации, когда после тяжелейшего воздушного боя, отправив группу на свой аэродром и оставшись в арьергарде, он был атакован 4-мя внезапно появившимся (из-за облачности) фашистскими летчиками-экспертами. Переведя бой на вертикали и создав для противника невыгодную обстановку, сбил два Ме-109G и с помощью подоспевших товарищей обратил в бегство оставшихся.
20 июля 1943 г. в ходе Изюм-Барвенковской наступательной операции, прикрывая переправу через реку Северский Донец и войска на плацдарме южнее поселка Червонный Шахтер, ведомые гвардии капитаном Лавейкиным 12 Ла-5 вступили в бой с 35 истребителями противника Ме-109F и Фв-190, 12 бомбардировщиками Хе-111 и 18 Ю-87. Наши летчики сбили семь самолетов, из которых два Ме-109F – на счету ведущего группы.
15 августа 1943 г. в ходе Донбасской наступательной операции в районе г. Изюм девятка Ла-5 Лавейкина вступила в бой со 120 самолетами противника. В результате боя сбили 6 и подбили 4 самолета врага.
14 октября 1943 г. в ходе Запорожской операции, прикрывая войска, наша восьмерка Ла-5ФН встретилась с 25 Ю-87, 13 Ю-88, 4 Фв-190 и 2 Ме-109G. Было сбито четыре самолета противника, из них два бомбардировщика Ю-88 и Ю-87 сбил заместитель командира полка гвардии майор Лавейкин.
За мужество и героизм, проявленные в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 г. Лавейкину Ивану Павловичу было присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая звезда» (№ 1113).
К тому времени Лавейкин по праву считался состоявшимся асом первой половины войны. — Среди наших летчиков существует такое негласное деление на асов первой и второй половины. Первым было вдвойне тяжело одерживать победы, тогда как в конце войны наша техника шагнула далеко вперед, у немцев самолетов резко поубавилось и меньше осталось опытных летчиков.
В 21 год Иван Павлович стал передавать опыт молодым. Он учил их не только боевой тактике, но и тому, как надо любить Родину, свой народ, дорожить его ценностями.
Был в его жизни такой забавный, но очень поучительный и показательный случай. Лавейкин проводил с молодыми летчиками занятия по штурмовке. Обо всех тонкостях и нюансах он рассказывал очень образно, эмоционально, а потом заметил недалеко от аэродрома трофейную легковую машину — "Мерседес" последней модификации. Лавейкин сел в самолет и, приказав слушателям внимательно следить за всем происходящим, поднялся в воздух. Через несколько минут от новенького "Мерса" осталась только пыль.
Иван Павлович был очень требователен к себе. Пройдя всю войну от первого до последнего дня, он ни разу не использовал парашют. Его сбивали четырежды, но он до самого приземления оставался в кабине. Говорил: "Пока самолет летит, я должен оставаться в нем". Он считал своим долгом посадить машину, сохранив её. Четырежды он был ранен, получил 2 контузии.
За годы войны Лавейкин участвовал в Смоленском сражении, обороне Москвы, Ржевско-Вяземской и Ржевско-Сычевской операциях, Сталинградской битве, Ворошиловоградской операции, Курской битве, Изюм-Барвенковской, Белгородско-Харьковской, Донбасской, Запорожской, Днепропетровской и Львовско-Сандомирской стратегических операциях, в битве за Берлин и освобождении Праги. Совершил 498 боевых вылетов, сбил лично 24 самолета противника в 106 воздушных боях.
В 1950 году И.П.Лавейкин окончил Военно-воздушную академию. Был командиром 29-й и 239-й истребительных авиационных дивизий. Работал в Военной академии имени Фрунзе.
Генерал-майор авиации (1960), военный летчик 1-го класса, доцент, кандидат военных наук.

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.