СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2018   2019   2020   2021

Смех и слезы на коре березы

Из Великого Новгорода, одного из древнейших городов России, центра туризма и духовного паломничества в Азов приехала уникальная выставка, повествующая о жизни древних русичей, - результат реализации второго за несколько месяцев совместного проекта АМЗ с федеральными музеями. «Мы взаимодействуем, обмениваемся музейными предметами и даем возможность жителям страны ознакомиться с коллекциями музеев, несмотря на их большую удаленность», - сказал на церемонии открытия директор АМЗ Е.Е.Мамичев.
Центральными экспонатами новой выставки являются берестяные грамоты XI-XIV веков – носители живой речи новгородцев. В них зашифрованы, заключены, донесены до нас сквозь тысячелетие голоса конкретных людей, их улыбки и слезы, чаяния и надежды, мысли, характер и образ жизни…Как отметила заместитель директора Новгородского музея-заповедника О.А.Рудь, история Древней Руси в большей степени складывалась из того, о чем решил упомянуть по заказу архиепископа или князя летописец. Из важных событий, таких как войны, свадьбы князей, мор, пожар, голод и пр. Но он не писал о том, о чем думала юная девушка или рисовал в перерывах между упражнениями по чтению и письму маленький мальчик. Этот пробел заполнили берестяные грамоты.
На выставке представлена совсем маленькая часть коллекции Новгородского музея-заповедника. – Всего триста предметов. В том числе 21 берестяное письмо. На сегодняшний день в Новгороде найдена 1131 грамота, а фонды музея насчитывают порядка 800 тысяч единиц.
Историки давно предполагали, что новгородская земля хранит берестяные грамоты: в монастырских летописях упоминалось о книгах на бересте. В наших степных условиях намерение найти что-то подобное закончилось бы безрезультатно, у нас давно бы истлели и ткани, и кожа, и береста. Зато новгородская болотистая почва надежно консервировала и сохраняла все это.
26 июля 1956 года жительница Новгорода Нина Акулова, решившая подработать на раскопках во время отпуска, нашла первую берестяную грамоту. На раскопе поднялся такой шум, вспоминали очевидцы, будто человек народился! «Премия сто рублей!» - закричал тогда глава археологической экспедиции. Спустя время была найдена еще грамота. А потом их обнаруживали десятками. Музейщики сохраняют даже кусочки бересты с одной буквой.
Все грамоты написаны разным почерком, который выдает душевное состояние, нрав их авторов, особенности ситуации, побудившей взяться за писало. Например, каллиграфическим – буковка к буковке - почерком перечислены священником церковные праздники и дни памяти святых, приходящихся на осень и начало зимы (середина XI века). Совсем другое дело – письмо вспыльчивой девушки Нежки ее братьям Нежате и Завиду (первая половина XII века), не исполнившим поручение сестры и смертельно ее обидевшим. Почерк агрессивный, тонкий – разгневанная Нежка выцарапывала буквы не писалом, а иглой – тем, что попало под руку. Кстати, подобные берестяные грамоты, прекрасный литературный язык, которым многие из них написаны, – свидетельство большого числа образованных людей среди новгородцев, в том числе женщин, в отличие от средневековой Европы.
Перевод послания Нежки такой: «От Нежки к Завиду. Почему ты не присылаешь то, что я тебе дала выковать? Я дала тебе, а не Нежате. Если я что-нибудь должна, то посылай отрока (т.е. судебного исполнителя). Ты дал мне полотнишко; если поэтому не отдаешь (то, что я дала выковать), то извести меня. А я вам не сестра, раз вы так поступаете, не исполняете для меня ничего! Так вкуй же (отданный тебе металл) в три колтка; его четыре золотника в тех двух кольцах».
Очевидно, Нежка отдала для перековки в колтки – височные подвески – два золотых кольца. Золотник – мера веса, около 4.25 г. Фразу «посылай отрока» следует понимать как сарказм: послать судебного исполнителя к сестре значит поступить с ней как с чужим человеком.
Помимо грамот на выставке представлены и другие артефакты ранней российской истории, освещающие реальную жизнь новгородцев, - ювелирные украшения, детали женского и детского костюмов, кухонная утварь, ножи, орудия труда и торговли, звучащие обереги, игрушки, предметы обучения грамоте, а также истории конкретных людей, имеющих возраст, имя, биографию, род деятельности.
Так, в паре витрин коротко обрисована жизнь средневекового художника, усадьба которого была обнаружена в 1980-х годах. Обычно имена таких мастеров неизвестны. Но в данном случае его удалось определить. Оно неоднократно упоминается на страницах летописей, процарапано в надписях новгородского Софийского собора – Олисей Гречин. Он был сыном новгородского боярина Петра Михайловича, политическим и церковным деятелем, иконописцем, мастером настенного письма. Несколько лет его семья находилась в изгнании в Византии, отчего Олисей получил прозвище Гречин. Дважды он выдвигался претендентом на вакантную владычную кафедру. В 1226 году постригся в монахи, стал игуменом Юрьева монастыря, в этой обители и погребен. Находки на территории усадьбы позволяют сделать предположение, что Олисей Гречин руководил артелью художников, создавших выдающийся живописный ансамбль Древней Руси – роспись церкви Спаса Преображения на Нередице (1198 год). Биографию Олисея иллюстрируют на выставке золотой перстень – признак высокого статуса, заготовки иконок, фрагменты оклада, сосуды для красок и пр. Не обошлось и без берестяных грамот. На одной из них – заказ на иконы: «Поклон от попа Гречину. Напиши для меня двух шестокрылых ангелов на двух иконках, (чтобы поставить) сверху деисуса. Приветствую тебя. А Бог вознаградит или сладимся (о цене)». Фраза «Бог заплатит» оказывается близкой к хорошо известной в славянском мире формуле «заплати Бог», получившей со временем значение «спасибо». То есть работа совершалась ради небесной, а не земной награды; с земной точки зрения она была бесплатной.
Прежде чем приехать к нам, новгородская выставка, которую О.А.Рудь в шутку назвала «путешественницей», побывала во Владивостоке, Хабаровске, недавно вернулась из Ханты-Мансийска. И сразу из Сибири попала в теплый Азов. О.А.Рудь выразила надежду, что, увидев ее, азовчане и гости города захотят побывать в самом Великом Новгороде, его музейном комплексе. Как она отметила, коллекции новгородского и азовского музеев немного похожи – обе рассказывают о жизни средневековых городов, северного и южного. «У вас замечательная экспозиция, - сказала она. - Мы в восторге от золотой, палеонтологической и других коллекций».
Кстати, по сообщению директора АМЗ Е.Е.Мамичева, обмен выставками будет обоюдным. В Новгород отправится «Золото кочевников Евразии». «Таким образом проект станет совместным и взаимным», - заключил он.

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.