СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024
Требуются 7839

Паниардис и Патарва

Рядом с названием нашего города мы, азовчане, чаще всего используем слово «древний». Мы настолько привыкли к долгой и содержательной его биографии, древности – гостей с ней встречаем, на огороде, бывает, нос к носу сталкиваемся, обнаружив случайно кусочек керамики, несем и в пир и в мир свое фирменное «Азов седой, но молодой», что скрытые в истории века не всегда нас впечатляют так, как должно. Чтобы снова ощутить их тяжесть, глубину, на которую пронзают они историю человеческого общества, нужны образы, факты и воображение. Ну, представьте, что во владении  России наш город находится пока меньше времени, чем принадлежал туркам. Представьте, что в Средние века главным товаром на рынке были не помидоры с петрушкой — рабы, а титульной религией — ислам. Что две тысячи лет назад, во времена Цезаря, Антония и Клеопатры, чуть позже – Иисуса Христа в благодатных наших краях уже существовали первые поселения, названия которых дошли до нас, – Паниардис и Патарва. И основным их населением были не обычные для той эпохи кочевники, а оседлые племена меотов. Не христиане, не мусульмане (таких понятий еще не было) – варвары, многое заимствовавшие у греков, колонизировавших Северное Причерноморье. Здесь можно было услышать греческую речь и увидеть жертвоприношения богам греческого пантеона – Дионису, Деметре и пр. Вот об этом удивительном и пока недостаточно изученном периоде я и решила побеседовать со старшим научным сотрудником АМЗ Н.И. Суворовой. 

— Надежда Игоревна, почему возникли эти поселения, откуда пришли к нам меоты?
— С III в. до н.э. по V в. н.э. на Нижнем Дону существовал Танаис – самый северный форпост Боспорского царства, буферного государства между Римом и варварами (не случайно в Танаисе, Пантикапее - ныне Керчи, других городах Боспорского царства находят строительные плиты, где в длинной титулатуре царя есть упоминание о том, что он «друг римлян»; тем самым подчеркивается, что греческое Боспорское царство политически связано с Римом и подчинено ему). Вокруг Танаиса в I в. до н.э. образовались десять поселений, входивших в его хору (хора — земледельческая округа): Паниардис, Патарва, Гниловское, Темерницкое, Ростовское, Сухо-Чалтырское, Хапровское и пр, существовавшие, пока он не был разрушен в середине III века н.э. Население в них было смешанным. Помимо меотов, переселенных с Прикубанья (такова была политика Боспорского царства), —кочующие вокруг сарматы, точнее, аорсы и аланы. Плюс греки, которые приезжали сюда торговать. Местные жители были эллинизированы – по крайней мере, верхушка. Знала греческий язык, одевалась по-гречески, воспринимала греческих богов. Это все читается по находкам.
— Как выглядели поселения?
— Это были городища, то есть укрепленные поселения, располагавшиеся чаще всего на высоких местах. Крепостное городище, или Паниардис, находилось на мысу. – Узенькая полосочка от валов в сторону гостиницы «Солнечная». Подазовское городище, или Патарва, — это сейчас два разрезанных железной дорогой холма на юго-западной оконечности города (до того, как проложили дорогу в начале XX века, это был единый холм).
— Что из себя представляли укрепления?
— При раскопках на улице Дзержинского и Октябрьской в разное время находили фрагменты неширокого рва глубиной 4-5 метров. И земляные валы.
— Как выглядели жилища? Какова была планировка городищ?
— О планировке говорить сложно – городища изучаются точечно, фрагментарно. Судя по остаткам жилищ, они были круглой или подквадратной формы, достаточно большие. Турлучные — из жердей, обмазанных глиной. В центре – очаг, в углу – глиняная печь. В камышовой крыше – отверстие, куда выходил дым (они отапливались по-черному). В музее «Танаис» есть уменьшенная в два раза реконструкция такого жилища.
— О жизни этих поселений сообщается в письменных источниках или о ней можно судить только по находкам?
— В основном по предметам. Находят серпы – следовательно, люди занимались земледелием. Письменных источников практически не осталось. О многом мы можем рассуждать только гипотетически. Даже то, что поселения на территории Азова являются Паниардисом и Патарвой, – гипотеза. Первым задумался о том, как назывались городища, В.Е. Максименко. Он,изучая труды Птолемея (древнего географа – З.С.), где показано, что Паниардис и Патарва находятся в дельте Дона, как бы следуют одно за другим, пришел к выводу, что это и есть городища на территории Азова. «Паниардис» он расшифровывает как «на острие стрелы», «стрела, летящая в болото». Но «пан» с греческого переводится как «все, много», «ардо» — «зерно». И можно предположить, что «Паниардис» — это «много хлеба», «хлебный край», «хлебные поля».
— А Патарва?
— Тоже интересное название. Я нашла в Малой Азии город с созвучным ему именем Патара, который согласно Страбону (древнему географу) основал некто Патар, сын Аполлона и Ликии. То есть, здесь в основе имя собственное. В то же время «патерас» на греческом означает «отец». Очень интересная тема для исследования. Но я пока в самом его начале.
— Какой была структура общества Паниардиса и Патарвы?
— Они могли перенять структуру Танаиса, где было две общины. Одна эллинская, другая варварская.Среди местных жителей были и земледельцы, и ремесленники, и торговцы, и жрецы.
— Кто из греков приезжал сюда?
— Из метрополии в колонию перебирались те, кому было некомфортно на родине. Кому не хватало земли, кого подвергали остракизму, кто был вынужден уехать по политическим мотивам и в поисках новых торговых партнеров.Греки привозили сюда вино, оливковое масло. Об этом говорят амфоры с «дипинти» — надписью красной краской на греческом языке.
Торговля была меновой, потому что монеты здесь редкая находка. Иногда их находят в погребениях около руки или в ногах. Тоже элемент эллинизма – в Древней Греции клали умершему монету в рот как плату Харону, переправлявшему души через реку Стикс.
— У меотов был европеоидный облик?
— Да, это индоевропейцы. В наши дни несколько народов – адыги, чеченцы, ингуши – делят между собой право считаться их потомками.
— Греки были с меотами на равных или как-то возвышались над ними?
— И варвары, и греки жили рядом, занимались своим делом.
— Каким силам поклонялись меоты изначально?
— Все языческие религии объединяет поклонение природным силам и отождествление конкретных богов с силами природы. Так, еще с палеолита существовал культ богини-матери. В одном из меотских погребений была обнаружена ее фигурка из мергеля. Традиционное изображение со сложенными на груди руками. Это чисто меотский предмет. О других богах местного пантеона мы можем только догадываться в отличие от скифских богов, например, которых перечисляет Геродот.
— На выставке есть глиняные лепешки с вкрапленными в них зернами злаковых. Что они означают?
— Они имитируют настоящие продукты, которые приносили в храм. Кстати, приносить в жертву лепешки – это и греческая традиция. Здесь можно порассуждать так: глина символизирует землю, а вдавленные в нее зерна – посеянный хлеб.
— Найдены ли еще какие-то ритуальные предметы, относящиеся к родной религии меотов?
— При исследовании Подазовского городища были обнаружены два лепных идола и лепные курильницы. Использовали их для воскуривания трав во время обрядов, очистительных, например. И амулеты. Бусы из янтаря, горного хрусталя, сердолика – полудрагоценных камней, в силу которых верили люди.
Вообще религия реконструируется хуже всего. Легче воссоздать хозяйственную, политическую деятельность людей, живших в прошлом, потому что предметов, которые можно отнести к ритуалу, в процентном соотношении находят не так много.
— Может быть, при раскопках городищ были найдены какие-то остатки храма, как в античном Елизаветовском городище?
— Помещение, которое можно было бы отождествить с храмом, пока не найдено. Но при исследовании некрополя Крепостного городища обнаружены жертвенные площадки с остатками поминальных тризн – фрагментами амфорной керамики, костей животных.
В жилых помещениях, по-видимому, существовали домашние святилища.
— Как отражаются верования в погребальных обрядах?
— Существовала вера в жизнь после смерти, поэтому в погребениях находят предметы, которые могли пригодиться в загробном мире – кувшины, миски, кубки, оружие, украшения, пряслица, остатки жертвенной пищи.
— В чем проявлялось влияние эллинизма на местную религию и культуру?
— Прежде всего в элементах костюма. Часто археологи находят фибулы – застежки на плащи или хитоны. Ими застегивали одежду на плечах, у ворота, даже в детских, младенческих – в амфорах - погребениях находят фибулы. Возможно, ими закалывали и пеленки. Находят терракотовые статуэтки – их приносили в храм в качестве вотивов (подношения божеству), ставили на месте домашних святилищ, некоторые (те, что изображают жанровые сценки – девушка с собачкой, мальчик с виноградом и пр.) использовали в качестве украшений жилищ. Количество этих статуэток тем меньше, чем дальше от столицы Боспорского царства располагалась территория, где процесс эллинизации был выражен слабей.
— Сколько терракотовых статуэток из Паниардиса и Патарвы хранится в музее?
— Семь. Четыре терракотовых предмета происходят из Подазовского городища – это два идола, лепная собачка и фрагмент боспорской терракоты. И три с территории Паниардиса и его некрополя. Из них одна найдена случайно в 70-е годы на валах – видимо, когда насыпали валы, задели античный слой. Это представленная в экспозиции статуэтка богини счастья и удачи Тюхэ. Вторая – форма для отминки терракоты – была обнаружена в заполнении ордынского жилища, которое находилось на месте античного некрополя. Третья — терракотовая статуэтка, изображающая юношу в хитоне у гермы (гермы в античную эпоху служили межевыми знаками, указателями на дорогах), найдена в 2014 году в женском захоронении в переулке Коллонтаевский и является частью погребального обряда. Количество и качество найденных в нем предметов указывает на то, что усопшая принадлежала к верхушке местного общества.
— Насколько уникальная эта вещь? Расскажите о ней подробней.
— Терракоты с подобным сюжетом есть в Эрмитаже, музеях Керчи, Анапы, Берлина. Они изготавливались во II в. до н.э. — I в. н.э. на территории Боспора. Местные коропласты вдохновлялись высокохудожественными произведениями танагрских мастеров IV-III вв. до н.э., которые, в свою очередь, подражали статуям известных скульпторов классического периода – Поликлета, Праксителя, Лисиппа.
При обнаружении терракота рассыпалась на 45 крупных и мелких фрагментов, и второе ее рождение произошло после реставрации благодаря высокому профессионализму реставратора по керамике Н.В.Шаповаловой.
Некоторые исследователи считают, что подобные статуэтки изображают эфебов – греческих юношей (эфебия – общность молодых людей).Они видят «эфебов» и в изображенных «фигурах в гиматиях» на античных расписных вазах, найденных в погребальных комплексах. Однако И.В. Шталь связывала их с хтонической ипостасью древнегреческого бога Диониса (хтонический – значит относящийся к подземному царству). Данный сюжет, по ее мнению, знаменует таинство перехода из одного мира в другой. На мой взгляд, между терракотовыми статуэтками, изображающими юношей, опирающихся на герму, и сюжетом «фигуры в гиматиях» на расписных сосудах есть много общего. Возможно, это изображение судей подземного царства или проводников, которые встречали души усопших и провожали к месту высшего суда.
Данная находка, действительно, является уникальной. Это пока единственная терракотовая статуэтка, обнаруженная в некрополе Паниардиса. Надо отметить, что терракотовые статуэтки в античных погребениях на территории Нижнего Дона встречаются достаточно редко. Так, в 2011 г. при исследовании некрополя Сухо-Чалтырского городища в погребении была обнаружена терракотовая протома Деметры. В некрополях других восьми нижнедонских городищ античного времени терракотовые статуэтки не встречались. Да и в некрополе самого Танаиса подобные находки большая редкость. За все время исследования было обнаружено лишь 8 терракот.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что среди жителей древнего Паниардиса, верхушки его общества, были люди, воспринявшие культуру и религиозные культы древних греков, которые ощущали себя частичкой общего эллинского мира.

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.