СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2021   2022   2023   2024

Азовскому осадному сиденью – 380 лет

В нашем музее есть хорошая традиция: в годы, заканчивающиеся на единицу и шестерку, делать юбилейную выставку, посвященную Азовскому осадному сидению. 2021-й не стал исключением. «И это правильно, — говорит автор выставки старший научный сотрудник В.О.Бурлака. – Где, как не в Азове, городе, ставшем пиком славы донского казачества, посетители должны узнать об этом событии как можно больше?» С ее точки зрения, ему должна быть отведена часть экспозиции, но пока этого нет, выразить «вечную боль и славу» казачью призвана выставка, каждый раз по-новому освещающая подвиг азовцев, сначала занявших северный форпост Османской империи, а после 93 дня и ночи героически оборонявших его. На этот раз в выставке сделан упор на чувственном восприятии, она очень яркая – потому что насыщено было противостояние между турками и казаками. Много красного цвета, олицетворяющего лившуюся каждый день кровь.
Сделаны акценты на конкретных личностях. Например, представлены портреты атаманов – в 2012 году изображения 65-ти казачьих лидеров заказал художнику С.Ковалеву атаман В.Водолацкий. Пусть это не личностные изображения, тем не менее, благодаря им имя того же Осипа Петрова, избранного атаманом в конце июня 1641 года, авторитетного, опытного военачальника, талантливо организовавшего оборону Азова, «произносятся не у пустой стенки». Вообще же об этих людях остались весьма скудные сведения. Многое приходится предполагать и домысливать. Например, прозвище Петрова было «Калуженин». Очевидно, атаман был выходцем из служилых полковых казаков Калуги. Принимал участие в обороне Пскова. В 1646 году замещал Донского атамана, был атаманом в 1655, 1659, 1661 и 1662 годах. Имел сына Родиона. В книге Михаила Астапенко «Донские казачьи атаманы» говорится, что в 1648 году «больной и изнуренный старыми ранами Осип Петров предпринял с семьей поездку на богомолье в Соловецкий монастырь поклониться почитаемым казачьим святым Зосиме и Савватию». Похоронен атаман на Ратном кладбище Черкасского городка (ныне станица Старочеркасская).
Выставка рассказывает и о жене есаула Ивана Зыбина, отрубившего при вылазке голову хану Старчию и погибшего затем в муках. – Как описывает в «Осаде Азова» Григорий Мирошниченко, «бесноватый Гуссейн-паша отдал приказ привязать Ивана Зыбина к хвосту самого горячего коня и гонять того коня по чистому полю перед крепостью до тех пор, пока есаул не испустит последний вздох».Жена Ивана Зыбина была обращенной в христианскую веру турчанкой (казаки брали в жены пленных турчанок, татарок, черкешенок), но была предана мужу и искренне любила его. Когда его истерзанный труп принесли в крепость, несчастная женщина, «поверже с рукъ детище свое», упала на него с криком: «О друже мои, почто мя сиру оставилъ есм со двуми детми своими. И кто мя покоитъ, аще аще ведала, что тебе смерть случится, не бы азъ крестилася и за тебя не шла и покои бы печали себе не навела». Вдову едва оторвали от тела есаула и увели прочь… Этот всплеск горя сильно подействовал на казаков.
Выставка, пожалуй, впервые знакомит зрителя и с судьбой 30 полковых казаков из Воронежа. «Они привезли в Азов царское жалованье на стругах, а казаки их из Азова не отпустили, «чтоб в осаде люднее было». И вместе с осажденными воронежские казаки «терпели всякую осадную нужду, голодной смертью помирали». Четыре человека были убиты.
Пока воронежские полковые казаки сидели в осаде в Азове, их семьи в Воронеже голодали, дома пришли в негодность, кони во дворах погибли. После окончания Азовского осадного сидения они обратились к царю за помощью. В Воронеж для проверки была послана комиссия. Когда сказанное подтвердилось, двум казакам – тем, что с прошением отправились в Москву, дали по четыре рубля, на что казаки справедливо заметили – как же можно на всех поделить столь ничтожную сумму. В итоге каждому из воронежцев, бок о бок бившихся с азовцами, дали по три рубля. Не ахти какие деньги, но на них можно было купить хотя бы мерина…
Еще один важный аспект выставки – духовный. Некоторые турецкие источники объясняют безграничную отвагу казаков, яростное их сопротивление употреблением крепких напитков, что, безусловно, было не так – азовцы соблюдали посты, чистоту духовную. Одной из главных причин, по которой они взяли и затем обороняли Азов, была защита православной веры. Из источников известно, каким святыням молились они – это были образы Спасителя, Пресвятой Богородицы, Иоанна Предтечи, Николая Угодника, блаженного Максима, Христа ради юродивого, Алексея, человека Божьего, и Василия Кесарийского. Святые придавали казакам силы, являлись им во сне. Потом эти образы были вывезены из Азова в Монастырское урочище, но погибли в огне вместе с часовней.
Закончилось Азовское осадное сидение победой казаков. Они выдержали 24 приступа, проявив уникальное воинское мастерство, мужество и героизм. Но противостояние с турками истощило их силы. Казаки понимали, что после страшных потерь и разрушений крепости отстоять Азов в следующий приход турок будет невозможно. Из Азова в Москву прибыла станица казаков (посольство) – 24 человека во главе с атаманом Наумом Васильевым. «Весь город сбит, избы все разбиты, многие люди лежат от ран сильно больны…» Как известно, казаки просили царя взять Азов «под свою высокую руку» и оставить там гарнизон, но, учтя внешнеполитическую обстановку и угрозу войны с Турцией, Москва отказалась принять Азов и воевать за него. Казакам было приказано оставить крепость и уйти в свои городки.
28 мая 1642 года они вышли из нее с женами, детьми, пушками, иконами, ризами, церковным имуществом и книгами, колоколами и стали жить на Махине острове. А пустой и разоренный Азов вновь заняли турки. Пройдет полвека, и густо политую русской кровью крепость возьмет во втором азовском походе Петр I, внук Михаила Федоровича, отказавшего казакам в поддержке…
После такого события, как Азовское осадное сидение, город казачьей доблести должен стать Меккой для казаков, считают создатели казачьего словаря-справочника, изданного в Сан-Франциско. «Мысль здравая, — говорит В.О.Бурлака. — В некотором смысле Азов ею становился благодаря нашим реконструкциям». И словно бы воскресали славные дела давно минувших дней. Кроме того, запечатлелось Азовское осадное сидение в песнях и сказаниях, в книгах. Вошло в нашу историю как пример исключительного геройства, мужества и военного искусства. 

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.