СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2018   2019   2020   2021

История под ногами или История одной вещи (Мануфактура Варыпаева)

О, Тихий Дон!
Могучий и прекрасный.
Сколько же тайн хранят твои берега и воды?


Обычно с историей родного края мы знакомимся еще в раннем детстве, в детском саду или школе. Став старше, мы расширяем свои представления о жизни и истории через книги, просмотр кинофильмов или посещение театральных спектаклей. Вместе с персонажами художественных произведений мы будто проживаем другие жизни, оказываемся в центре событий, в которых нам не довелось участвовать лично. Рассказы бабушек и дедушек, как старинные чёрно-белые фотографии, завораживают и будоражат наши умы. При этом можем ли мы себе представить, что иногда история может быть гораздо ближе и интересней, чем нам кажется. В буквальном смысле — лежать у нас под ногами.
Когда в низовье Дона «приходят верховые ветра», вода в реке отступает настолько сильно, что берега обнажаются, приоткрывая завесу тайны своих вод. Нам, простым обывателям, живущим рядом с ней, даётся краткая возможность заглянуть в нашу историю и стать ее частью, погрузиться в увлекательнейшее путешествие по страницам прошлого.
В это время на берегу Дона можно найти массу интересных вещей и без помощи какой-либо специальной техники. Самое главное условие – это внимательность!
В коллекции моей семьи есть несколько удивительных находок, и каждая со своей уникальной историей. О них можно говорить часами, но мне бы хотелось рассказать об одной, особенной, с которой и началось мое необычное погружение в прошлое.
Прогуливаясь одним из таких летних дней по берегу реки, я заметила маленький замочек необычной округлой формы. Он явно имел вид изделия штучной работы, может быть даже ручной. Замочек достаточно хорошо сохранился, поэтому немного потерев его поверхность песком, я отчетливо прочитала надпись: «ВарыпаевЪ», и мне сразу стало понятно, что передо мной изделие дореформенного периода времени 1917-1918 годов, т.к. твердый знак (он же ер) именно тогда писался в конце всякого слова, оканчивающегося на согласную. Когда я начала искать информацию в интернете, передо мной открылся целый мир, огромный и удивительный исторический период конца XIX — начала ХХ века. Один за другим перед глазами замелькали образы и события дореволюционной России, где центральным героем был мальчик Федя.
Крестьянский сын жил в селе Павлово (до отмены крепостного права в 1861 году был крепостным графа Шереметева). В 14 лет Федор на правах старшего сына принял от умершего в 1833 году отца небольшое заведение, в основном изготавливающее замки. Спустя десять лет, перейдя от простых замков к солидным запорным устройствам, обладавшим красивыми формами, снабженным секретами, он добился «публичной похвалы за замки обыкновенные и медные литые» на «третьей в Москве выставке российских мануфактурных изделий 1843 года», где впервые представил свою продукцию.
Любимец царской семьи, он снискал её покровительство и обрёл славу благодаря своим трудам. По сегодняшним меркам Федор Варыпаев был тот еще пиарщик и старался участвовать почти во всех выставках того времени, при этом получая заслуженные знаки внимания. Однако настоящий успех к Ф.М. Варыпаеву пришел с обращением его к ножевому производству, когда благодаря не только старанию и трудолюбию, но и ловкости, предприимчивости, удаче он превратился из заурядного мастерового во владельца крупного сталеслесарного заведения, выпускавшего в год товара на 60-70 тысяч рублей. Именно ножевой товар поставлял Варыпаев царствующему дому Романовых, именно он принес ему громкую славу на российских и международных выставках.
Годом позже мне посчастливилось найти еще один подобный замочек, но в более плохом состоянии. К сожалению, время и вода не пощадили металл. Меня удивило то, что этот замок, хотя и походил на первый, но, тем не менее, был другой. Он имел какую-то свою необычную форму и отделку, и даже клеймо и подпись были другими. Как оказалось, передо мной было изделие племянника Федора Варыпаева –Ивана.
Привлекая к делу младших братьев Алексея и Василия, Федор Михайлович со временем почти полностью оставил производство замков, передав в руки родни приспособления и инструментарий. Те же клейма и расхожие надписи: "Варыпаевы". Для изделий высшего порядка с молчаливого согласия брата Алексей и Василий использовали дарованную ему в 1865 году привилегию — право накладывать Государственный герб Российской империи на выпускаемые в заведении предметы. А у брата Василия были очень интересные формы замков, хорошо проработаны детали и богатый декор.
Так или иначе, но каждый замочек — это уникальное произведение искусства! Наверное, именно поэтому все изделия мануфактуры Варыпаева пользовались такой популярностью при его жизни и получили огромное распространение по всей территории нашей Родины, добравшись и до берегов Тихого Дона.
Я всегда с теплотой в сердце вспоминаю тот день, когда нашла замок, и с огромным удовольствием рассказываю о нем. Возможно, такой формат изучения предмета был бы полезен и на уроках истории. Ведь это так здорово — сопереживать, сочувствовать не выдуманным, а реальным лицам. Не будет преувеличением сказать, что такое знакомство с историей, хотя и своеобразное, но достаточно захватывающее и безумно интересное.
Главное, надо всегда помнить, что для того, чтобы почувствовать соприкосновение с ушедшей эпохой, достаточно просто иногда смотреть себе под ноги.

Коновалова Анастасия

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.