СВЕЖИЙ НОМЕР

АРХИВ НОМЕРОВ

2018   2019   2020   2021

Небесная покровительница

В музее открылась удивительная и по духовной наполненности, и по историческому содержанию выставка «Небесная покровительница», посвященная образу Богоматери в русской иконописи, в состав которой вошло 44 иконы XVI – начала XX века из собрания Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева. Так этот прославленный музей решил исполнить и здесь, в Азове, свою основную миссию – помочь людям открыть для себя икону как одно из величайших достижений национального и мирового искусства, «укоренить» их в собственной культурной традиции.
Открытие выставки прошло между установленными в честь Богоматери праздниками – Успением и Рождеством Пресвятой Богородицы.

Как известно, первые иконы Богоматери были написаны апостолом Лукой. Самый ранний исторический документ, повествующий об этом событии, восходит к первой четверти VI столетия и связан с именем историка Феодора Чтеца. Он сообщает, что вдовая императрица Евдокия, будучи в Палестине, переслала в Константинополь своей сестре Пульхерии, жене императора Маркиана, величайшую реликвию – образ Божией Матери, написанный евангелистом Лукой…
На Руси, как известно, Божию Матерь почитали особо – причем сразу же после принятия христианства. Немалую роль в этом сыграло предание о том, что Богородица сама выбрала Киево-Печерский монастырь своим третьим земным уделом (после Иверии и Афона), оказывая ему особое покровительство. Кстати, на выставке имеется Киево-Печерская икона Успения Пресвятой Богородицы. Считается, что ее первообраз сама Царица Небесная вручила четырем строителям Успенского собора Киево-Печерской Лавры, тем самым благословив их на возведение храма. К сожалению, он был утерян в годы Великой Отечественной войны.
Первый раздел выставки посвящен земному пути и чудесам Богоматери, начиная от «Встречи Иоакима и Анны у Золотых ворот» (родителей Девы Марии) и заканчивая «Облачным Успением» — его особенность отмечена в названии иконы, на которой изображены апостолы, прилетевшие на облаках в дом Иоанна Богослова, чтобы проститься с Богородицей, завершавшей Свой земной путь.
Во втором разделе представлены древнейшие и наиболее популярные иконо-графические типы изображения Богоматери с Младенцем (Умиление, Одигитрия, Знамение), а также образы, получившие распространение в более позднее время («Всех Скорбящих Радость», «Умягчение Злых Сердец», «Неувядаемый цвет» и другие). Среди экспонируемых произведений есть ряд икон, о которых куратор выставки сообщил довольно любопытные факты.
Например, «Неопалимая Купина» считалась защитницей от пожара – почти в каждом русском доме был такой образ.
Феодоровская Божия Матерь – главная святыня династии Романовых. Ею инокиня Марфа благословила на царствование своего сына, 16-летнего Михаила Федоровича. Именно поэтому жены царей, великих князей, принимавшие крещение, получали часто отчество Федоровна.
Очень интересна история «Экономиссы» (что значит «Домостроительница»). Как-то Афанасий Афонский, живший в X веке, решил покинуть обитель из-за сильного голода. Но по пути встретил Богородицу, Которая повелела ему вернуться и обещала лично занять место экономиссы и наладить быт в лавре. С тех пор в монастыре отсутствует должность эконома.
«Всех скорбящих радость» относится к тем редким иконам, в иконографической схеме которых допускались изменения. У одного извода имеется несколько вариантов. Выставленный вариант был характерен для Москвы – когда-то при переезде в Санкт-Петербург его взяла с собой из старой столицы в новую царевна Наталья Алексеевна, сестра Петра I.
Икона Богоматери Бердичевской особенно почиталась казачьим воинством. Известна с XVI века, когда была явлена казаку Тышку на его хуторе. Богородица представлена на ней на башне-колонне, увенчанной хоругвями и воинскими регалиями.
Завершает обзор чтимых на Руси образов икона «Богоматерь Державная», относящаяся к более редкому типу Панахранта (Всемилостивая) – это изображение Царицы Небесной на престоле. «Богоматерь Державная» — последняя чудотворная икона на Руси; была явлена одной женщине во сне в день отречения императора Николая II от престола и позже обретена в Коломенском (древней резиденции русских государей), в подвале храма. Многие восприняли это чудо как высшее свидетельство того, что отныне попечение о русском народе примет на себя Богоматерь.
Конечно, выставка в первую очередь раскрывает искусствоведческий, культурный аспект иконографии Богородицы. Тем не менее, среди древних, прекрасно написанных икон нельзя не вспомнить, Кто была и есть Дева Мария – Человек, смогший стать выше ангелов. К Которому вся Церковь обращается с молитвой: «Пресвятая Богородица, спаси нас!» Заступница, молящаяся за нас, Небесная Покровительница нашего Отечества.
Продлится выставка до 21 ноября – больше двух месяцев, так что все желающие смогут ее увидеть.

Всё для детского праздника!

БЛИЖАЙШИЕ ПРАЗДНИКИ

Сайт газеты «ЧИТАЙ-Теленеделя» ©    
16+
При использовании материалов сайта в электронных источниках информации активная гиперссылка на "ЧИТАЙ-Теленеделя" обязательна.
За содержание рекламных материалов редакция ответственности не несёт.